Столичный ЖД вокзал дождался своего часа

Начались работы по реконструкции железнодорожного вокзала в Сухуме. В данный момент ведется  монтаж строительных заграждений, а следующим этапом значатся кровельные работы.
вокзал
В середине XX века курорты Абхазии набирали все большую популярность, количество отдыхающих росло с каждым годом и поэтому в 1951 году в Сухуме был построен железнодорожный вокзал, который по праву считался одним из самых красивых в СССР. Во время Отечественной войны народа Абхазии грузинские вооруженные формирования использовали помещения вокзала под склад боеприпасов. Когда шли бои за освобождение столицы, здание вокзала сильно пострадало и следующие 23 года не эксплуатировалось.

«У Республики, к сожалению, не было денег. Ну и, по большому счету, надобности в нем не было, потому что поездов пассажирских не было, а вокзал — это для пассажиров. Вокзал не является рабочими кабинетами, здесь только залы ожидания, багажные отделения, рестораны и так далее. Но сегодня, видимо, пришло то время, когда Правительство начало обращать больше внимания, и требуется его восстановление. Объем пассажирских перевозок растет из года в год, мы в этом году ждем еще большее количество пассажиров, и то здание, которое мы используем под пассажирское,  уже не удовлетворяет нашим потребностям», — рассказал Гурам Губаз, гендиректор РУП «Абхазская железная дорога».

К сожалению, для восстановления сухумского вокзала одного лишь понимая недостаточно. По самым скромным подсчетам, реконструкция здания со всеми коммуникациями и прилегающей территорией обойдется не менее, чем в 1 миллиард рублей. Цена непосильная для скромного бюджета Республики. Возможным решением дилеммы станет не очень распространенная пока в Абхазии практика государственно-частного партнерства.

«У нас сохраняются стереотипы. Многие считают, если оно государственное, то  должно остаться государственным. А многие считают, надо все продать. Ну а лучше всего искать золотую середину.  Поэтому я считаю, что Государство должно контролировать эти объекты, но эксплуатировать его должны частные инвесторы, скажем так, хозяева. Хозяин всегда лучше относится к своему имуществу, чем к чужому или общему, государственному», — отметил  Зураб Хаджимба, начальник Государственного управления энергетики и транспорта РА.

Сергей Калайчиев из города Ейск Краснодарского края в разные годы обращался к руководству Республики с предложением помочь в восстановлении здания вокзала, но ответ всегда был один — денег пока нет. В конце концов, он решил что главное — начать. И за счет личных средств Сергей Калайчиев устанавливает сейчас строительные ограждения, чтобы начать замену кровли.

«Поскольку у меня завод, есть  мрамор,  гранит, то подумал, здесь работы много. Я после войны часто приходил сюда. У меня есть возможности. Думаю, дай  начну хоть с чего то. Чуть-чуть поддержка если от Государства будет, я не остановлюсь, до конца буду доводить «до ума». Мне очень это выгодно, потому что мои внуки будут здесь ходить и они скажут, это дедушка наш сделал. Вот, больше ничего», — говорит  Сергей Калайчиев, предприниматель из Краснодарского края.

Замена кровли — это первоочередная задача на данный момент. Нужно как можно быстрей предотвратить попадание влаги внутрь здания, прекратив тем самым распространение плесени. Только после этого можно будет приступить к ремонту коммуникаций и реконструкции самого вокзала.

«Управление архитектуры Республики проводит осмотр здания, проверяют пригодность  к восстановлению. Когда специалисты внесут заключение, я думаю, придется сносить остальную часть крыши.  Мы приглашаем министерство культуры. Здание, я думаю, должны будут восстановить в том виде, в котором оно было. Поэтому все эти фрагменты нужно запечатлеть. А после того,  как крыша будет сделана, будем восстанавливать дальше, поэтапно, вплоть до прилегающей территории. Перроны, например, по проекту должны быть вымощены новой плиткой и построены в современном виде», — говорит Зураб Хаджимба.

В данный момент, Государственное управление энергетики и транспорта активно ищет инвесторов для участия в реконструкции столичного ЖД вокзала. А иные сознательные граждане сами ищут возможности вложить свой труд в воссоздание значимых для Республики объектов инфраструктуры.

«Недавно  приезжала молодая женщина, которая хочет по своей  инициативе  восстановить гудаутский железнодорожный вокзал. Она молодая, может хочет больше сделать, чем сможет,  но по крайней мере, это хорошо, нужно поддержать инициативу. Она хочет провести акцию, собрать  какие-то деньги, добавить часть своих денег. Потом, я думаю, население района ее поддержит, и Государство, естественно, не должно быть безучастным, это все-таки государственный объект, и эти вокзалы — наше лицо сегодня, они находятся на побережье и должны быть отремонтированы», —  Зураб Хаджимба.

Такие люди, как Сергей Калайчиев в наше время встречаются не часто. Многие спросят,  зачем ему это надо? Другие могут не поверить в бескорыстность его идей. Но, есть и такое понятие, как инвестиции в будущее — в комфорт и перспективы своих сограждан, своих детей и внуков. Единственное, на что рассчитывают такие, как Калайчиев — это благодарность и, возможно,  на то, что станут примером для других.