Изучение феномена долгожительства в различных регионах Кавказа, и, в частности, в Абхазии имеет длительную историю как в отечественном, так и в зарубежном кавказоведении. К факторам, способствующим долгожительству, можно отнести многое – от особенностей традиционной культуры питания до особенностей социальной организации общества. В частности, большое значение для возникновения феномена группового долгожительства среди абхазов имеет бытующая среди них атмосфера почитания старших, что резко контрастирует с западным, подчёркнуто индивидуалистическим подходом, о котором речь пойдёт в последующих публикациях нашего сайта. Представители пожилого поколения пользуются в абхазском обществе подчеркнутым уважением и бытовой заботой. В больших семьях они главенствуют на семейных советах, выступают в качестве основного представителя семьи на свадьбах, похоронах, религиозных церемониях других семей, входят в советы старейшин сёл, на которых рассматриваются конфликтные ситуации, вплоть до серьезных нарушений Уголовного кодекса (например, в случаях «кровной мести») и т.д., отмечается авторами работы «Этнология и проблемы долгожительства (опыт исследования)».
Пожилая женщина, которой обычно считалась жена старшего мужчины, являлась главной по женской части домашнего хозяйства. Статус остальных женщин определялся по статусу их мужей. Женщины, занятые на общественной работе вне дома, освобождались от домашних занятий (уборка, стирка и т.п.) до выхода на пенсию, после чего принимали статус мужа. Бездетные старые женщины пользовались заботой со стороны ближайших родственниц. Иногда они переходили жить в их семьи, но никогда не оставались без призрения. Подобная геронтофильная атмосфера наблюдалась нами и в долгожительских группах азербайджанцев и других кавказских этносов. Ее можно считать важным фактором долголетия, сохранившим свое действие в несколько ослабленном виде до сих пор, наряду с традицией больших неразделенных семей.
Исторически Абхазии ставилась долголетием своих жителей, и представляется, что данный феномен нуждается в дальнейших исследованиях, особенно в контексте разрушительной грузино-абхазской войны и её последствий, а также современных глобализационных процессов, вторгающихся в социальную ткань традиционных кавказских обществ. Тем более что секреты долголетия привлекают также и американских учёных.
Напомним, в бытность СССР в крае с населением немногим более 500 тысяч человек было около трёх тысяч долгожителей. Среди рекордсменов по долголетию абхазы Джидж Шапковский (151 год), Ашхангерий Бжаниа и Хфаф Ласуриа (по 138 лет), Шериф Нанба (134 года), Тлабган Кецба и Хасан Палба (по 132 года), Мамсыр Киут и Осман Джениа (по 126 лет) Харун Хатхуа (124 года), Сулейман Аршба (122 года) и многие другие. Абхазские долгожители почти до самой смерти вели активный образ жизни. Осман Джениа, например, до последних дней работал в колхозе. Хфаф Ласуриа из села Кутол даже в последние годы жизни не только собирала чай, но и была активной участницей всемирно известного ансамбля долгожителей «Нартаа». Интересно предание о том, что на территории Абхазии в далёком прошлом проживал род Курыж, которому было присуще феноменальное долгожительство – до 200 лет и более. Когда одного из старожилов села Пакуаш Джата Начкебиа, прожившего около 130 лет, односельчане спрашивали о его возрасте, то он, шутя, отвечал: «Я ровесник крепости бессмертия Мур-Абаа». По данным абхазского учёного С.П. Басариа, мать этого пакуашского Мафусаила побила рекорд долголетия среди женщин Абхазии, прожив около 200 лет. Про неё говорили в Абжуйской Абхазии: «Мать старца Джата Начкебиа не умирает потому, что она однажды увидела открытые врата неба».
15 апреля 1953 года газета «Известия» сообщала, что колхозники селения Гали отпраздновали 132-летие своего старейшего жителя Кецба Тлабгана, являвшегося живым свидетелем многих исторических событий XIX века. Он первым поселился в Гали и у него там сейчас больше 135 потомков. Несмотря на преклонный возраст, старик видел, слышал и хорошо помнил события, которые произошли более 100 лет назад.
В сборнике «Старость», изданном Академией наук УССР в 1940 году, описана беседа с Тлабганом Кецба. Рассказ свидетельствует об исключительной памяти человека такой глубокой старости, о его ясном сознании и нормальной психике. Он рассказал, что во время его детства были кровавые местные войны. Он ушел в леса и стал жить в одиночестве. Охотился на медведей, туров, диких кабанов и коз. Он был прекрасным охотником и хорошим ходоком, мог пройти около 80—90 клм в день. В дремучем лесу он расчистил поляну, где стал сеять гоми (кукурузы тогда еще не знали), устроил себе там жилье. Людей кругом не было. Лет 60-ти от роду Кецба женился. Возле его домика стали селиться другие люди. С течением времени образовалось село, затем городок, получивший название Гали. Теперь это один из районных центров Абхазской АССР.
Женат он был один раз и имел 5 дочерей и 2 сыновей. Старшие дети умерли. Четверо сейчас живы. Старшей Марии — 80 лет, Софии — 78, Анете — 76 и Будге — 74. У него 67 внуков и внучек, более 100 правнуков и правнучек. Всю жизнь он провел на одном месте, никуда не выезжал. Занимался сельским хозяйством и плотничал. Кецба стал одним из первых колхозников Абхазии.
Обычная его пища была та же, которую едят все. Старик очень любил фрукты, особенно виноград. Из своего винограда сам делал вино, но пил его немного. Последнее время совсем перестал пить вино, а водки никогда не пил, не курил, считая, что это очень вредно. Он охотно бывал в обществе, где его любили за веселый нрав. Был хорошим танцором и певцом. Отличался спокойным характером, ни с кем не ссорился. Никогда ничем не болел. Всегда чувствовал себя хорошо. До самой смерти делал прогулки в 3—4 километра (1).
Мамат Бадиа — легендарный пловец-спасатель
В 2012 году в Сухуме вышел в свет сборник «Легендарный пловец-спасатель», в который вошли документы и материалы о жизни и деятельности абхазского пловца, профессионального спасателя Мамеда Бедия (по абх. Мамат Бадиа). Он родом из села Адзюбжа (Очамчирский район). Подростком он был депортирован в Турцию. Семья Бадиа обосновалась тогда еще в турецком Батуме. Махаджирство оставило глубокий след в памяти юного Мамата. Ему запомнились гибель соплеменников от голода, холода и морской стихии. Он был свидетелем того, как в шторм море выбрасывало трупы абхазских махаджиров – жертв крушения судов, не доплывших до берегов Турции, или же следовавших обратно на родину.
В 1884 году, когда на батумском бульваре была открыта Спасательная станция ОСВОДа России, Мамат, уже опытный пловец, с удовольствием стал работать профессиональным спасателем.
Бадиа со временем восстановил связь со своим родным селом в Абхазии. Он часто сопровождал суда, которые вывозили «красное дерево» (тис), заготавливаемое на деревообрабатывающем заводе Максимова в селе Адзюбжа из Абхазии в Батум, для изготовления спасательных лодок. Попытки обосноваться в Адзюбже, где жили его родственники по материнской линии, не увенчались успехом. Власти Сухумского округа запретили ему вернуться в Абхазию.
Мамат Бадиа спас 4016 людей. Ему принадлежит рекорд по плаванию — 32 морские мили от Батума до Поти. Легендарный абхаз работал в Батумском порту более 60 лет. Умер в возрасте 110 лет в 1953 году (2).
100-летний юбилей
По человеческим меркам отрезок в 100 лет – это большой и длинный путь развития, действий, событий, изменений. Поэтому, когда человек живет столько лет, к нему всегда проявляется особое внимание. Целый век полной жизни!
Наш г. Сухум может похвастать таким старожилом. Татьяна Григорьевна Дейнеко родилась в январе 1913 г. на хуторе Тимашевского района Краснодарского края. В многодетной семье казаков она стала девятым ребенком.
Уклад жизни был простой – рано вставать и работать на земле до позднего вечера. Татьяне не повезло, она не успела ещё научиться по-настоящему ходить, как один за другим умерли отец и мать.
Осиротевших детей взяла на воспитание родственница, тетя Настя. Подросшей Татьяне пришлось за харчи пасти коров, другую живность. Так научилась работать за еду или копейки и воспринимать в жизни все как должное. Татьяна Дейнеко ни дня не ходила в школу, не читала газет, книг, не ходила в театры, редко – в кино.
В 30-е годы вышла замуж за рабочего, Андрея Саввича Дейнеко. Они приехали в г.Сухум трудиться на строительстве гостиницы «Абхазия», потом работали на других стройках, позже Татьяна работала на местных фабриках. Здесь родились два сына и дочь.
Татьяна Григорьевна за свою вековую жизнь практически не болела. Единственный раз слегла в больницу, когда пришлось делать операцию по поводу аппендицита.
И сегодня у неё хорошее здоровье, несмотря на почтенный возраст. В роду её столетних не было, но отдельные родственники дотягивали до 90 – 95 лет. Скорее всего сказываются гены, ведь никакой особой пищи, продуктов, режимов питания Татьяна Дейнеко не придерживалась.
Жила семья дружно, работали, получали зарплату, отдавали долги, когда денег не хватало и их занимали. Никому не завидовала Татьяна и в целом на жизнь не обижалась. День прошел, ну и хорошо. А завтра видно будет.
За всю свою столетнюю жизнь она ездила только к своим родственникам в Тимашевский район. Предлагали съездить в санаторий, на экскурсии по стране, но её это как-то не прельщало.
Любимое занятие сегодня у Татьяны Григорьевны – немного посмотреть телевизор, попить чаю с чем-нибудь сладким, помолиться Богу. Хотя всю жизнь рассчитывала только на себя.
Никаких особых секретов долголетия у нашей соотечественницы нет. «Живите по-человечески и к жизни относитесь терпимее», – говорит она. Неподдельная простота в общении, открытое сердце, спокойное восприятие жизненных проблем чувствуется и в общении с Татьяной Григорьевной, и с её дочкой Светланой Андреевной. Может, в этом и заключается секрет?
С 2013 года Татьяне Григорьевне Дейнеко пошел 101-й год. Кроме жизненного спокойствия, придают ей силы счастливые думы о своих десяти внуках и внучках и девяти правнуках и правнучках (3).