На расширенном заседании Общественной Палаты РА обсудили проект Договора между Абхазией и Россией «О союзничестве и стратегическом партнерстве», а также заявление ОП, подготовленное в этой связи рабочей группой Палаты.
Секретарь ОП Натела Акаба подчеркнула, что главная задача Палаты – обеспечить диалог между обществом и властными структурами. С этой точки зрения обсуждение проекта Договора своевременно, поскольку существует возможность внесения предложений и поправок во время ратификации документа в Парламенте.
По мнению члена ОП Асиды Шакрыл, есть целый ряд справок, поданных в развитие документа со стороны различных ведомств. При этом многие предложения не нашли в нем отражения. «В Договоре должны быть заложены принципы, которые потом не придется оспаривать», — сказала она. По словам заместителя секретаря ОП Вячеслава Цугба, очень важно не допустить в документе противоречий Конституциям обеих договаривающихся сторон. А именно этого и нельзя сказать о проекте Договора. Например, много противоречивых мнений вызвал тезис о главнокомандующем. Вариант, предложенный российской стороной, в нарушение Конституции Абхазии, не предполагает, что Президент РА возглавит объединенные вооруженные силы двух стран. В ответ на мнение, что такое положение нарушает суверенитет Абхазии, Натела Акаба отметила: «Есть интересы стран. И во многом интересы Абхазии и России совпадают. Но вот что действительно важно, чтобы наша страна стала самодостаточной экономически».
Но представитель ОП Зураб Ачба предложил рассмотреть этот вопрос с обратной стороны: «Другим странам Россия платит большие деньги за присутствие своих военных баз. Платит Узбекистану, Таджикистану. А чем мы хуже? Расположение баз на нашей земле нужно России. Такова геополитическая обстановка. И если бы мы получали за это деньги, страна могла бы распоряжаться ими по-своему».
«Сегодня присутствие российских баз для нас стратегически намного важнее, чем плата за них, — возразил другой член ОП Абессалон Кварчия. – Россия – единственный партнер нашего частично признанного государства. И адресная помощь людям в денежном выражении, я думаю, гораздо значительнее платы за базы».
По просьбе секретаря ОП, подытожил дискуссию Сократ Джинджолия: «Нам говорят, что проект согласован. Но многие его пункты хотелось бы видеть в другой интерпретации. И мы выражаем обеспокоенность этим. В дальнейшем Договор будет развиваться и дополняться различными соглашениями и протоколами. Нужно, чтобы в их принятии участвовала рабочая группа с абхазской стороны. Все остальные спекуляции на тему российско-абхазских отношений не допустимы!»
Общественная Палата отвергает существование в Абхазии антироссийских настроений
ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Общественная палата РА активно участвует в дискуссии, развернувшейся в Абхазии в связи с планируемым подписанием Договора между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве. На наш взгляд, само по себе публичное, всенародное обсуждение столь важного документа является позитивным фактом и свидетельствует о том, что народ Абхазии отдает себе отчет в том, насколько важны для будущего страны отношения с нашим союзником и стратегическимп артнером – Российской Федерацией. Многонациональный народ Абхазии, понимая, какую ответственность взяла на себя Российская Федерация 26 августа 2008 г., высоко ценит это непростое, поистине судьбоносное для Абхазии решение, поскольку независимость Абхазии, завоеванная в неравной и жестокой борьбе с грузинским агрессором, является жизненной необходимостью и однозначным выбором всего народа. За этим шагом последовало установление союзнических отношений и масштабная помощь Абхазии, которая самостоятельно не могла преодолеть все разрушительные последствия войны. Мы придаем огромное значение дружеским отношениям с Российской Федерацией и искренне благодарны ей за оказываемую всестороннюю поддержку.
Члены Общественной Палаты отвергают существование в Абхазии антироссийских настроений, считая, что для этого нет никаких предпосылок, а пристальное внимание к проекту договора лишь подчеркивает необходимость бережного отношения к российско-абхазским взаимоотношениям, в основе которых должны лежать доверие и равноправное партнерство, несмотря на очевидное различие в масштабах наших государств. И в силу этого, поспешные и непродуманные решения, которые могут вызвать нежелательные последствия для обеих сторон, не приемлемы.
Обсуждение в критическом ключе различных проектов российско-абхазского Договора имеет под собой серьезные основания. И хотя в ходе дискуссии согласованный вариант претерпел изменения, в последней версии проекта все еще сохраняются некоторые положения, которые, с нашей точки зрения, вступают в противоречия с Конституцией РА, что может иметь нежелательные последствия для государственного суверенитета Республики.
Вопросы вызывают те положения проекта Договора, которые ограничивают полномочия Президента и Парламента РА. Так, согласно Статье 7 Договора, Президент РА как Главнокомандующий Вооруженными Силами РА лишается полномочий самостоятельно принимать решение о применении силы на территории Абхазии в случае внешней агрессии. Речь идет о том, что командующий Объединенной группировкой войск, который назначается уполномоченным органом РФ, будет лишь согласовывать решение о ведении боевых действий на территории Абхазии с Главнокомандующим Вооруженными Силами РА. Пункт 2 Статьи 7 передает Объединенной группировке войск право определять наличие угрозы агрессии, тогда как решение вопросов объявления войны и заключения мира является неотъемлемой функцией Парламента РА (Статья 47 Конституции Республики Абхазия).
Таким образом, хотя в преамбуле проекта Договора гарантируется уважение государственного суверенитета и территориальной целостности договаривающихся сторон, согласно некоторым статьям проекта, реализация полномочий органов власти Республики Абхазия по вопросам, касающимся внутренней политики, возлагается на уполномоченные органы. Как следствие, при заключении последующих межведомственных соглашений, при принятии решений и протоколов могут пострадать основополагающие принципы международного сотрудничества — суверенное равенство государств и принцип невмешательства в дела, относящиеся к внутренней юрисдикции государства. Это даст нашим недругам политические козыри для активизации пропагандистской деятельности по дискредитации политики России и самой идеи независимого абхазского государства.
Что касается формирования общего социально-экономического пространства, важно, чтобы в договоре были отражены те принципы, которые способствовали бы становлению абхазской экономики, что в перспективе позволило бы самостоятельно решать социально-экономические задачи, стоящие перед абхазским государством.
Мы убеждены, что во имя укрепления наших союзнических отношений с Россией на основе взаимного уважения и доверия, необходимо со всей тщательностью отнестись к опасениям, которые прозвучали в ходе обсуждения проекта Договора, чтобы в ходе его согласования и подписания, а также при подготовке соглашений и протоколов по реализации Договора, не допускать нарушения Конституций обеих договаривающихся сторон.
Источник: Апсныпресс