РАУЛЬ ХАДЖИМБА: «ИДЕТ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ РЕШЕНИЙ, НО БЕЗ НИХ НЕ ОБОЙТИСЬ»

ждл«Мы открыты к диалогу с оппозицией. Я не вижу в этом никаких опасностей. Если мы действительно хотим стоить государство, то такой диалог должен иметь место». Об этом заявил президент Рауль Хаджимба сегодня на пресс-конференции в Сухуме. Хаджимба ответил на три десятка вопросов, заданных ему руководителями абхазских СМИ.

Журналистов интересовала позиция президента по вопросам развития экономики страны, поддержки сельского хозяйства, оптимизации численности штатов органов государственной власти и управления, работы правительства, конституционной реформы, диалога власти и оппозиции, борьбы с коррупцией, приватизации жилья иностранными гражданами.

Президенту задавали вопросы, касающиеся российско-абхазских отношений, российской финансовой помощи, церковного конфликта, предстоящих выборов в органы местного самоуправления, планов работы Госкомиссии по реализации государственной программы развития абхазского языка и др.

«Я говорил с представителями Блока оппозиционных сил. Я почувствовал положительные импульсы, и я надеюсь на то, что работа будет продолжена. Блок оппозиционных сил в качестве одного из условий своего участия в Политическом консультативном совете назвали привлечение к работе Совета возглавляемой Ириной Агрба общественной организации «Женщины в политике». Я не думаю, что здесь будет какая-либо проблема. Мы готовы работать со всеми», — сказал президент.

Хаджимба придает важное значение диалогу с различными политическими силами, конструктивному обсуждению актуальных вопросов жизни страны.

По его словам, решения, принимаемые Политическим консультативным советом, будут носить рекомендательный характер, «но президент должен прислушиваться, учитывать мнение людей, занимающихся политикой и озвучивающих свои опасения, предлагающих различные варианты решения актуальных проблем».

На вопрос, насколько оправданным оказалось решение о введении вывозной таможенной пошлины на орех-фундук, вокруг которого было много споров в обществе, и сколько ореха уже вывезено, президент ответил: «Сбор ореха давно завершен, но его вывоз осуществляется в течение всего года, наиболее активно – с февраля по апрель. Ранее с продажи ореха государство ничего не имело. Но жизнь показала, что приятие этого решения было необходимо. С сентября мы получили порядка 25 млн рублей, которые направляются на оказание помощи селу. Вывезено более 1 тысячи тонн орехов через обе границы и это зафиксировано. Мы хотим, чтобы учет велся и впредь».

Хаджимба также отметил важность проведения сельскохозяйственной переписи. «Мы должны знать, чем обладает Абхазия, сколько земель отведено под тот же орех, сколько ореха высажено. Наличие подробной информации позволит делать прогнозы на перспективу. Мы в этом году впервые получили возможность контролировать провоз ореха через границу. Его провозили и ранее, и мы знаем, что при этом производились незаконные платежи».

По словам президента, «идет процесс принятия может быть не самых популярных решений, но без них не обойтись».

«Я понимаю, что многое из того, что мы делаем сегодня, населением может быть воспринято негативно, но другого выхода. Нужно изыскивать дополнительные возможности для развития экономики, более четкого администрировать сбор налогов», — сказал он.

Хаджимба заявил о поддержке малого и среднего бизнеса. «Мы уже в прошлом году начали осуществлять кредитование под 6% годовых. Это впервые в истории абхазского государства», — сказал он и предупредил, что контроль за выделяемыми деньгами будет строгим как со стороны самих банков, так и со стороны правительства.

На вопрос, почему в конечном итоге пришлось отменить ввозной НДС на ряд импортируемых товаров, и это несмотря на то, что инициаторы его введения рассчитывали, что эта мера позволит увеличить бюджет на 1 млрд рублей, Хаджимба ответил: «Когда я встречался с недовольными введением этого налога людьми, я им сказал о некоторых упущениях, которые имели место. Мы люди, мы можем ошибаться. Но главное, чтобы не допускать катастрофических ошибок, которые могут привести к разрушению системы, выстраивавшейся все эти годы».

НДС взимают практически все страны мира, и ставки ввозных пошлин варьируют от 10 до 25%. Президент уверен в том, что люди в республике постепенно поймут необходимость такой меры. «Нам нужно думать о повышении доходной части бюджета. Ставя вопросы повышения заработной платы, пенсий, социальной поддержки неимущих людей, мы должны понимать, что нельзя все время рассчитывать на российскую помощь. Надо создавать условия для развития собственных возможностей», — сказал он.

Президент признает, что будет сложно, что приходится принимать не самые популярные меры, но другого выхода нет. «Поэтому мы должны продумать, как правильно доносить их до общества», — заметил он.

Что касается сумм, которые недополучит бюджет из-за отмены ввозного НДС на ряд товаров, то это порядка 50 млн рублей. «Из-за этого вносить изменения в бюджет не целесообразно. Я не сомневаюсь, что мы найдем резервы, и бюджет 2016 года сумеем выполнить», — отметил Хаджимба.

Относительно поддержки российскими банками крупного бизнеса через «Инвестиционное агентство» президент сказал: «Я надеюсь, что это не останется благим пожеланием. Из тех проектов, которые были представлены в Минэкономики и отправлены в Россию, 18 одобрено. Теперь мы ждем их финансирования».

О конкретных механизмах борьбы с коррупцией

«Я думаю, что сегодня важно, чтобы мы перешли от слов к делу. У нас уже есть закон о борьбе коррупцией. Но чтобы его положения не остались просто на бумаге, нужно создавать соответствующие механизмы, инструменты, которые реально будут способствовать этой борьбе. Сегодня речь идет о создании соответствующих подразделений при прокуратуре. Возглавлять их должны люди действительно готовые бороться с этим злом.

Мы должны четко понимать, что если мы не перейдем от слов к делу, нас ждут сложности.

Что касается Государственного таможенного комитета, то там имела место не недостача, а хищение в особо крупном размере. Возбуждено уголовное дело, и я держу его под личным контролем, чтобы ни у кого потом не возникало вопросов, каким образом люди ушли от ответственности.

Есть и другие негативные явления. Это хищения при строительстве объектов.

О работе Кабинета министров

«Я слышу разные оценки деятельности Кабинета министров. Могу сказать, что на данном этапе можно с натяжкой говорить об удовлетворительном состоянии дел. Однако постановка вопроса о смене руководства правительства, а об этом рассуждают в обществе, преждевременна. Что касается отдельных министерств и ведомств, то здесь есть определённые недостатки в работе их руководителей.
Хочу заявить однозначно, вопрос об отставке премьер-министра не стоит. Премьер работает. Да в работе есть и свои недостатки, порой серьезные, и достижения. Заниматься кадровой чехардой, особенно в верхних эшелонах власти, не полезно для государства. Я понимаю критические замечания и оценки, которые высказываются в парламенте, в обществе. Их надо учитывать и в соответствии с этим строить дальнейшую работу».

О выполнении поручений президента, озвученных в ежегодном послании парламенту

«Мы впервые заложили конкретные поручения в послании. Их порядка 36. Я надеюсь, что все они будут выполнены в срок. Сроки сжатые, тянуть со временем дальше нельзя. Мы встречались с руководителями многих министерств и ведомств – перед ними поставлены конкретные задачи, определены сроки».

О конституционной реформе

«Конституционная реформа это непростое дело. Нам предстоит сформировать Конституционный суд. Мы должны думать и о предстоящих парламентских выборах, если мы хотим, чтобы у нас новый парламент стал действенным, способным разрабатывать законопроекты и отстаивать их.

Нам предстоит перераспределение полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Многие говорят, что у президента слишком много полномочий, которые в той или иной степени мешают работе исполнительной власти. Да, мы открыто заявляем, что перераспределение полномочий должно быть произведено. Парламент должен взять на себя соответствующие функции, о чем мы неоднократно говорили. Речь идет о формировании Кабинета министров, а не просто о выражении недоверия отдельным членам правительства.

Но при этом я убеждён в том, что в Абхазии должна быть сильная президентская власть.

Мы будем проводить реформы, необходимые и полезные для нашей страны, для нашего общества. Другого выхода у нас просто нет. Но я думаю, что при этом роль и значение института президентства не уменьшатся.

О численном составе депутатского корпуса

«Я уже говорил в послании о своем отношении к количественному составу парламента. Я не думаю, что увеличение до 55 депутатов будет полезно. Это предмет дальнейшего обсуждения. Я хорошо понимаю, что вопросы, касающиеся избирательной системы в Абхазии, будь то мажоритарная, смешанная или пропорциональная, требуют серьезного обсуждения. У нас есть комиссия по .конституционной реформе.
Я считаю, что такое количество депутатов парламента не по карману нашему государству.

Я считаю оптимальной смешанную избирательную систему и 45 депутатов парламента.

Есть те, кто считают, что не следует менять избирательную систему, а оставить все как есть, а именно избирать депутатов по мажоритарной системе в одномандатных округах. Эта система имеет свои преимущества, но недостатков больше.

При смешанной системе, когда часть депутатов будет избираться по партийным спискам, никакая партия не решится, во всяком случае в условиях маленькой Абхазии, включать в свой список кандидатов одиозных личностей.

О партийных платформах

Программы всех наших партий во многом схожи. Самое главное в них — сохранение суверенитета нашего государства, укрепление государственной безопасности, международное признание, повышение наших экономических возможностей.

Но есть вопросы, по которым партии расходятся. У них может быть разное видение путей достижения главных задач, и они должны иметь возможность заявлять об этом открыто, гласно.