20-лет назад Верховный Совет Республики Абхазия принял Конституцию Апсны. Вице-спикер Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Даур Аршба — о состоянии абхазской государственности, целях и задачах в новых условиях, о конституционной реформе и общественном консенсусе.
Конституция Абхазии определяет Апсны как суверенное, демократическое, правовое государство. Сегодня, спустя 20 лет с момента принятия Конституции, страна оправдывает это определение?
Над таким вопросом мы даже не задумываемся, постановка вопроса в таком виде вообще не уместна. Мы в течение двадцати лет ведём политику по строительству независимого суверенного государства. Вы знаете, что до 2008 года Абхазия неоднократно подвергалась со стороны Грузии агрессии и нападениям. Мы всё это время страну защищали и отстояли. И после признания Российской Федерацией в 2008 году, подписания рамочного договора о дружбе и сотрудничестве, у нас появились новые условия для того, чтобы укреплять эту независимость и наш суверенитет.
Тем не менее, недавно в абхазском обществе шла бурная дискуссия о суверенитете Абхазии и возможных угрозах ему. У Вас есть уверенность, что эти риски нивелированы?
Судя по тому, как ведёт себя Грузия, по сей день ориентируясь на НАТО и на Европейский Союз, конечно там реваншистские настроения сохраняются, и все попытки Грузии вступить в НАТО связаны только с тем, чтобы с ее помощью восстановить так называемую «территориальную целостность». И в этом контексте угроза, конечно, сохраняется. Поэтому Республика Абхазия 24 ноября 2014 года подписала новый договор с Российской Федерацией, главной составляющей которого является именно военно-политическая часть. В договоре говорится, что «в случае нападения агрессора на одну из сторон, это автоматически является и объявлением войны другой стороне». Подписывая этот договор, мы исходили из внешних угроз, которые существуют относительно независимости нашего государства.
Какую роль в развитии Абхазии Вы отводите партнёрству с Россией? Отвечает ли новый договор интересам Абхазии на долгосрочную перспективу?
Да, именно так. Мы рассматриваем договор как условие укрепления и развития независимости нашей страны. Процесс обсуждения проекта договора с Российской Федерацией показал, что большинство депутатов парламента и руководство страны расценивают отношения с Россией как фактор укрепления нашей независимости и как главный фактор, который позволит восстановить экономику нашей страны. Надо прекратить постоянные разговоры об иждивенчестве Абхазии. Для нас важно с помощью Российской Федерации создать основные базовые условия — это безопасность, стабильность и экономическое развитие. В этом есть и понимание общества в целом.
Что касается разногласий, имевших место, они, в основном, касаются формулировок отдельных статей договора. Я думаю, что парламент большинством голосов ратифицирует его, потому что депутатский корпус сам принимал активное участие в разработке проекта договора, внесении изменений в отдельные статьи. Сегодня уже этот документ ни для кого не представляет секрета, всё известно, все статьи неоднократно обсуждались. Общество, я могу смело сказать, ориентировано на Россию; понимание того, что Россия — наш единственный партнёр и союзник, не подлежит сомнению.
Есть ли у руководства страны комплексное видение пути, который укрепит абхазскую государственность? Есть ли в этих вопросах взаимопонимание между исполнительной и законодательной властью?
Безусловно, есть такое понимание. Я хочу напомнить события весны-лета 2014 года: у нас произошла смена руководства страны, прошли выборы. Предвыборными лозунгами руководства страны являлись реформирование политического управления с учетом перераспределения полномочий между ветвями власти, проведение конституционной реформы, усиление контрольных функций парламента. В таких базовых моментах, на мой взгляд, есть единство взглядов исполнительной и законодательной власти. Президент готов пойти на усиление полномочий парламента, отдать часть своих функций. У нас в парламенте действует рабочая группа по внесению изменений в Конституцию. Президент планирует создать группу по конституционной реформе, в которой и парламентская, и президентская стороны будут работать в общей команде. Речь идёт также о реформе судопроизводства, и мы уже приступили к этой задаче: парламент принял поправки, которые предполагают создание Конституционного суда. Реформы будут касаться всех ветвей власти – и исполнительной, и законодательной, и судебной. Все это будет улучшено, чтобы формула о разделении ветвей власти реально работала. В этом есть запрос общества, и президент предлагает меры, чтобы ответить на эти запросы.
А каков механизм изменения Конституции?
Изменения принимаются конституционным большинством парламента. Но есть предложения отдельных экспертов, чтобы эти изменения были закреплены референдумом. Это будет определять рабочая группа.
Обсуждение проекта договора вновь выявило разобщённость в абхазском обществе. Не помешает ли это развитию страны, не потребует ли компромиссов в ущерб динамике?
Нынешняя власть тоже пришла к власти из оппозиции. Оппозиция уже воспринимается как необходимая часть общества, которая заставляет власть постоянно держать руку на пульсе, чтобы отвечать тем предложениям и замечаниям, которые исходят от них. Я думаю, что оппозиция — сознательная часть общества, вредить своей стране никто не намерен. Конечно, есть острота: у нас только что прошли выборы. На мой взгляд, с течением времени всё это перейдет в иное русло, когда обсуждение разных вопросов будет идти в конструктивном русле. Я на это надеюсь.
Источник: Апсныпресс