Споры вокруг нового российско-абхазского «Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве», кажется, поутихли, поэтому можно более спокойно поразмыслить о сути подписанного 24 ноября документа.
Тем более, что простые наши граждане, которым адресовалась эта дискуссия, так и не услышали того, что их больше всего беспокоило.
Что же больше всего их беспокоит? Это, прежде всего, безопасность и создание условий, при которых они могли бы обустраивать свою жизнь. Ответ на выстраданный ими за последние десятилетия вопрос они услышали от Владимира Путина, что особенно было важно для них, и Рауля Хаджимбы после подписания ими договора.
Раскрывая его смысл, руководители обеих стран отмечали важность укрепления безопасности, которой угрожают новые геополитические вызовы, и решения острых задач, накопившихся в социально-экономическом развитии Абхазии. Было бы непростительной политической близорукостью не реагировать на такие изменения, которые происходят сегодня внутри России и Абхазии и вокруг них.
Подписав новый договор, Россия подтвердила в условиях обострившейся геополитической ситуации в мире избранный в 2008 году курс на равноправные отношения с Абхазией. И это в условиях, когда Запад по-прежнему требует от России отозвать свое признание независимости Абхазии.
Речь в договоре идет не об одностороннем ограничении суверенитета Абхазии, как это хотелось бы в кругах НАТО и иже с ним, а о развитии базового договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного 17 сентября 2008 года. Пересмотр этого курса намного осложнил бы и без того непростые взаимоотношения России и Запада.
Олег Дамения — директор Центра стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия.
Источник: ТАСС