В цикле «Отражение» новый гость, которого не нужно представлять. Обладательница чарующего драматического сопрано известна всем любителям классической музыки. В ее исполнении звучат ведущие сопрановые партии из произведений Верди, Чайковского, Ф. Пуленка, И. Штрауса, Ж. Оффенбаха, а также песни и романсы русских и европейских композиторов. В репертуаре певицы музыка всех художественных стилей от эпохи барокко до авангарда XX столетия. Она не боится экспериментировать, обращаясь к различным музыкальным жанрам. Она удостоена званий: Заслуженная артистка Российской Федерации (2004) и Народная артистка Республики Абхазия (2007). Сегодня Алиса Гицба ведет активную концертную деятельность, выступает на различных площадках России, Европы и Абхазии.
В каком возрасте Вы решили стать оперной певицей? Кто направил Вас на эту стезю?
— Я долго шла к этой профессии. С самого начала я усиленно готовилась стать пианисткой, но поступив в Сухумское музыкальное училище на специальность «Теория музыки», приняла решение обучаться вокальному искусству. И произошло это благодаря Бумбуриди Жозефине Константиновне, блестящей певице, очень хорошему педагогу и человеку. Именно ее заслуга в том, что я продолжила свое музыкальное образование.
На какой музыке Вы выросли? Была ли классическая музыка Вами понимаема и любима в подростковом возрасте?
— Не могу сказать, что стала хорошо понимать музыку с рождения, но определенный интерес к классике был с детства. У меня были хорошие педагоги, которые видели во мне потенциал и стремление к занятиям музыкой. В то время был довольно ограниченный выбор в прослушивании классических произведений и живых концертов в Сухумской филармонии. Я старалась ходить на все концерты. В музыкальном училище наш педагог по истории музыки Васильев В.С, проводил очень интересные дополнительные занятия для студентов, желающих расширить свой музыкальный кругозор, которые я также с огромным интересом посещала.
Родились Вы в Абхазии и в возрасте 18 лет переехали в Москву. Как сложилась ваша жизнь?
— Вначале было очень и очень непросто. Жизнь в мегаполисе сильно отличалась от той, к которой я привыкла дома, у себя на Родине. Педагоги были намного строже и требовательнее, нагрузка увеличилась в разы, и наступил сложный период взросления, который совпал с началом распада СССР, что тут же отразилось и на моей жизни. Это был страшный момент в моей биографии, который я не люблю вспоминать, он связан с началом войны в Абхазии и страхом потерять своих родителей и близких. Но постепенно жизнь стала налаживаться, появилась любимая работа, так называемый, второй дом: мой театр, в который я попала волей судьбы — Геликон-опера, с которым я связана вот уже более двадцати лет.
В одном интервью вы признались, что влюбились в « Геликон» на всю жизнь…
— Да, и это отнюдь не преувеличение. Этот театр многое мне дал. Именно в нем я сформировалась как личность и как артистка. Художественный руководитель нашего театра Бертман Дмитрий Александрович поверил в меня, совсем еще неопытную студентку 4 курса Академии им. Гнесиных. Доверил мне главные роли в оперных спектаклях нашего театра, увлек меня творческим театральным процессом и абсолютно перевернул все мои представления об оперном театре в принципе. Оказывается, опера может быть не пафосной, статичной, сложной и длинной, а динамичной, интересной, молодой и захватывающей!!!
Почему Ваш отец Шалва Гицба заслуженный артист Абхазской АССР и актер Абхазского драматического театра был против того, чтобы вы связали свою жизнь с театром?
— Я думаю, что зная все стороны этой профессии, очень сложной и порой даже неблагодарной, требующей самопожертвования и умения выжить в мире театральных интриг, мой отец понимал, что профессия артиста особенно тяжела для женщины, предназначение которой быть матерью и хранительницей семейного очага. С возрастом я стала лучше понимать его точку зрения и сама не хотела бы, чтобы мои дети пошли по этому пути. Но я не навязываю им свои убеждения, все зависит от них, их решений и таланта. Я убеждена в том, что каждый человек в жизни должен найти себя сам.
Кого Вы считаете своими учителями в оперном искусстве?
— Всех, кто как-то влиял на мое становление. Это мои педагоги Бумбуриди Ж.К., Шильникова Н.Н., Кузнецова Г.С.; многие исполнители, чьим творчеством я увлекалась, прослушивая диски различных арий и романсов в их исполнении, сравнивая, анализируя, в чем-то копируя, в чем-то споря; дирижеры, с которыми мне посчастливилось работать: Т. Курентзис, В. Понькин, М. Пекарский, В. Гергиев; пианисты — Ю. Полубелов, С. Бондаренко, М. Лидский и многие другие. Всех перечислить невозможно. Я — счастливый человек. Господь мне посылает добрых и надежных друзей, благодаря которым я учусь всему, они помогают мне раскрывать свои возможности, учат не бояться экспериментов и развиваться творчески и духовно.
Вы волнуетесь перед выходом на сцену?
— Всегда!
Для того чтобы голос звучал лучше, достаточно ли просто упорной работы? Или необходимо соблюдать определенную диету, есть определенные продукты, влияющие на звучание голоса?
— Над голосом надо работать постоянно, его надо развивать, тренировать. И, конечно, не пренебрегать вокальной гигиеной, а именно, не петь партии не по голосу, слишком высокие, или, наоборот, слишком крепкие. Постоянно слушать хороших певцов, учиться у них, совершенствоваться, стараться не перерабатывать, не простужаться и высыпаться. Есть можно все, но в меру.
Ваши любимые оперные партии?
— Все партии, которые я исполняла — любимые. А их у меня много. Есть еще несколько, которые я мечтаю спеть, в их числе Норма из одноименной оперы В. Беллини. Помимо опер, я пою много камерных программ и получаю огромную радость от соприкосновения с шедеврами западных и русских композиторов, которые почему-то, мало звучат на концертных площадках.
День перед концертом вы проводите по-особенному?
— Стараюсь привести свои мысли в порядок, сконцентрироваться, собраться, выспаться и прийти на выступление бодрой и в хорошем настроении. От этого многое зависит.
Как творческого человека, расстраивают ли Вас мелочи жизни, являетесь ли Вы человеком настроения?
— Да, бывает, расстраиваюсь по мелочам иногда, но мой природный оптимизм берет, как правило, верх.
Как Вы справляетесь со стрессом?
— Стресс снимает общение с семьей, занятие любимым делом, позитивные мысли.
Во что Вы верили в ранние периоды вашего творчества? Что Вам давало силы и вдохновения?
— Занятие любимым делом всегда придает сил, даже тогда, когда кажется, что все ресурсы уже исчерпаны, не осталось ни голоса, ни вдохновения! И вдруг наступает время выхода на сцену. Меня будто по волшебству окутывает вдохновение, начинается диалог со зрительным залом, когда ты заглядываешь им в глаза, ты получаешь то, ради чего ты занимаешься творчеством — благодарность, душевный отклик, энергетический заряд, веру в то, что ты сделал что-то хорошее, что-то отдал людям и взамен получил тепло и добро. Возможно, помог людям пережить какие-то моменты, которые им было сложно пережить без тебя, твоего творчества. А возможно, сегодня, благодаря твоему выступлению, появился новый зритель или поклонник классической музыки. И если оказывается, что это так, то появляется стимул продолжать занятие любимым делом и расширять горизонты.
Вы самокритичный человек?
— Я не просто самокритична, можно сказать, самокритична до предела! Но без этой черты в нашей профессии сложно добиться каких-либо успехов. Самокритичность и самоконтроль — главные составляющие моей профессии.
У Вас есть главное: семья, дети, сцена. А в детстве мечталось именно в таком порядке: сначала семья — потом сцена?
— В детстве были совершенно иные представления и о семье, сцене и профессии. Конечно, в то время я не готова была думать о чем-либо ином, кроме занятий музыкой, которые заполняли всю мою сущность и мои устремления. Сейчас многое поменялось и я рада, что все сложилось так, как сложилось.
Чем занимаются Ваши дети? Определились ли они с выбором профессии?
— Мои дети — творческие натуры. У них есть определенные музыкальные способности и одаренность. Дочь моя Елана, в данный момент обучается технике акварельной живописи в школе акварели Сергея Андрияки. Сын Дима часто выступает в качестве певца.
Есть ли у вас семейные традиции, которым вы стараетесь придерживаться?
— Каждое лето всей семьей мы приезжаем в Абхазию и проводим здесь каникулы. Целый год в Москве мы в ожидании лета и встречи с родными людьми и любимыми местами, поэтому эта семейная традиция, которую мы соблюдаем уже много лет.
Как Вы отдыхаете? Что Вам нужно для отдыха души?
— От отдыха я устаю. Мне достаточно недели, чтобы восстановить свои силы. Я тут же начинаю тосковать по работе и придумывать различные проекты. Моя натура очень творческая и деятельная для длительного отдыха.
Какие события были важными и значительными для вас в этом году, о которых хотелось бы рассказать?
— Самым важным событием в этом году было 20-летие моей творческой деятельности, которое мы отметили в декабре вместе с моими коллегами по театру. Я очень благодарна моим друзьям в лице администрации и дирекции тетра Геликон-опера, которые помогли мне воплотить идею моего вечера на сцене Геликона и предоставили все необходимые условия для того, чтобы он прошел на должном уровне, а московская абхазская диаспора оказала мне неоценимую финансовую и моральную поддержку!
Есть ли музыкальные произведения, для которых не чувствуете себя созревшими?
— До недавней поры, для меня, таким композитором был Рихард Вагнер. Его стилистика и мировоззрение немного пугали меня своей межгалактической масштабностью и глубиной. Но в мои планы на следующий сезон входит исполнение его цикла «5 песен на слова Матильды Везендонк». Я думаю, это придаст мне новый стимул к более глубокому изучению его композиторского стиля и произведений.
Является ли искусство инструментом познания мира? Каким выглядит мир с вершины Вашей творческой деятельности?
— Искусство-это абсолют! Это наивысшее проявление духовности и человечности! Это то, без чего человек не может быть гармоничной личностью. Я верю, абсолютно убеждена, что именно музыка, живопись, литература, балет, опера и есть та духовная пища, благодаря которой человечество сможет обрести душевное равновесие, терпимость и гармонию с самим собой.
В какие моменты Вы бываете счастливы?
— Я счастлива по-разному. В моей жизни есть два полюса — творчество и семья. И вот когда эти полюсы объединяются, то я бываю абсолютно счастлива!
Ваш самый забавный случай на сцене?
— Историй много, и они все разные. Был смешной случай во время исполнения «Кофейной кантаты» И.С.Баха в нашем театре. Мы варим кофе в турке на плитке и исполняем музыку Баха. Все происходит вживую, по-настоящему. Наливаем мы кипяток перед варкой, чтобы уложиться в полчаса, которые выделены нам на то, чтобы сварить и раздать кофе зрителям. Мой партнер не заметил того, что у одной из кофеварок была слабая ручка. И вот, эта ручка во время моей арии, отвалилась и осталась у моего партнера в руках, а все содержимое турки выплеснулось на мой костюм. Не растерявшись, я продолжала петь. И вышло все так, как будто наш режиссер изначально, так и задумывал. После этого спектакля, через некоторое время ко мне на «Кофейную кантату» пришли очевидцы той истории и подарили новую турку, чтобы я в дальнейшем могла петь, не задумываясь о последствиях неисправностей.
У Вас есть собственная формула успеха? Чтобы Вы посоветовали тем, кто только вступил на путь познания оперного искусства?
— Всегда сложно давать советы. Нет одного рецепта на все случаи жизни, и профессия моя сложна именно тем, что требует постоянного самообразования. Нужно много работать не только над голосом, но и гармонично развиваться, много читать, много слушать, посещать концерты, спектакли, выставки. И никогда не останавливаться на достигнутом. Этой профессией нужно дышать как кислородом, ею нужно болеть. Только тогда в ней можно будет добиться успеха.
Ваши основные жизненные принципы, которым вы бы никогда не изменили?
— Человечность, любовь к ближнему, стремление к совершенствованию, желание понять другого и не судить — основные мои принципы, которым я стараюсь служить в жизни. И если что-то идет не так, как мне бы хотелось, я вспоминаю эти несколько пунктов, чтобы не потерять себя.
Я знаю, что Вы всегда стараетесь совмещать отдых и работу у себя на Родине. Что сейчас ждет нашего зрителя? Расскажите о своих творческих планах?
— Да, это так. Я действительно имею некоторые планы на это лето и с удовольствием ими с вами поделюсь. В июле этого года состоится проект «Кофейная кантата» И.С.Баха. Идея этого проекта изначально принадлежит Михаилу Алхазову, который нашел единомышленников и спонсоров для осуществления этой постановки. И.С.Бах известен любителям и ценителям классической музыки, как автор монументальных и сложных полифонических произведений, ораторий и кантат. Но эта кантата — абсолютный шедевр барокко! Светская, затейливая, озорная кантата — раскрывает творчество этого гения с совершенно новой стороны. И этим она интересна. А так как в кантате речь идет о любимом напитке наших земляков, я считаю, что это как раз тот формат, который наша публика должна воспринять со свойственной ей душевной теплотой и готовностью к чему-то новому и необычному. Для участия в представлении я пригласила своих коллег из Геликона – прекрасных, молодых и талантливых певцов, лауреатов международных вокальных конкурсов, Алексея Исаева (баритон), Дмитрия Хромова (тенор). Режиссером-постановщиком будет Джамбул Жордания, художником по костюмам и сценографии Анна Гюрегян. Замечателен этот проект так же и тем, что появилась возможность сотворчества и с нашими местными музыкантами в лице инструментального ансамбля «Каприччио» и руководителем коллектива Михаилом Алхазовым, заслуженным артистом Абхазии, талантливым исполнителем на альте. Спектакли пройдут в нескольких городах Абхазии. В Сухуме премьера состоится 17 и 20 июля при поддержке сотовой компании «А-мобайл», министерства культуры Абхазии и абхазской московской диаспоры. Следующие спектакли кантаты пройдут 21 июля в Очамчирском и 22 в Гагрском домах культуры. Вход для всех желающих посетить спектакль 21 и 22, будет свободным. Помимо этого проекта, состоится концерт в Пицундском храме, по приглашению замечательной Марины Шамба. Этим летом Марина проводит цикл концертов к юбилею нашего уникального и волшебного инструмента – органа. В концерте примут участие исполнители и солисты «Кофейной кантаты», к которым присоединится Лука Гаделия(орган). Нашу программу мы назовем «Музыкальный дивертисмент — приношение Пицундскому органу» и исполним шедевры Баха, Моцарта, Вивальди и других композиторов эпохи барокко. Концерт состоится 25 июля в 20.00.
Ваш девиз, внутренний гимн, есть ли он у вас?
— Никогда не сдаваться и верить в добро.
Говорят, что после того как сбываются мечты, начинается самое сложное…
— Наверное, это так. Но, значит, стоит задуматься над новыми мечтами, ведь линия горизонта бесконечна.
И в конце вопрос, который я задаю всем моим собеседникам, глядя на себя в отражении: кого Вы видите?
— Алису в стране чудес!
Желаем Алисе творческих успехов и удачи!
Беседовала Инесса Лакоя