Сегодня в парламенте Абхазии состоялась встреча с премьер-министром республики Артуром Миквабия. В отличие от подобной встречи в конце апреля, когда Артур Артемович, еще недавно сам бывший парламентарием, впервые пришел сюда в новом ранге и все прошло весьма благожелательно и спокойно, на сей раз страсти закипели с первых минут. Миквабия хотел начать рассказ о своей десятидневной поездке в Россию, в ходе которой он побывал во главе правительственной делегации с визитом в Татарстане, затем поехал уже один в Москву, а затем на международный экономический форум в Санкт-Петербург, но депутат Кан Кварчия заявил, что всех волнует другое – почему в Абхазию никак не поступят деньги в рамках российской помощи, обещанные после подписания в прошлом ноябре нового абхазско-российского договора?
После эмоционального обмена мнениями, в ходе которого премьеру пришлось сказать: «Я вообще-то могу встать и уйти, я без комплексов… У меня тоже есть самолюбие», – сошлись все же на том, чтобы дать ему 15-20 минут на рассказ о своей поездке. Понятно, что делиться впечатлениями о том, как здорово абхазов принимали в Казани, о том, что лошадь президента Абхазии победила в ходе сабантуя на скачках и т.д., было гораздо проще и приятней, но парламентарии продолжали проявлять нетерпение, тем более что обо многом из сказанного некоторые уже давно знали из сообщений СМИ.
О впечатлениях от петербургского форума премьер так и не успел рассказать, так как дошел до описания часовой беседы в Москве с помощником президента России Владимира Путина Владиславом Сурковым, и тут, наконец, выяснилась причина задержки. Дело в том, что до сих пор не подписаны предусмотренные договором межведомственные соглашения силовых структур обеих стран – МВД и Минобороны. А еще с этого года инвестиционные проекты должны проходить экспертизу не в Абхазии, как раньше, а в Сочи, и этот процесс тоже затянулся. Посыпались возмущенные реплики депутатов. Речь, в частности, шла о том, что, как и в случае с проектом абхазско-российского договора, российская сторона присылает такие проекты, которые, на взгляд многих, ущемляют суверенитет Абхазии, но теперь уже присутствует элемент давления – не подпишете, не получите обещанных денег, которые ждете с 1 января. Артур Миквабия отбивался:
«Вы сейчас со мной так говорите, как будто я не ставлю вопрос… Я объясняю, что мне сказали. Что я, не говорил там?..»
Кан Кварчия стал ему доказывать, что на него никто не нападает, а, наоборот, депутаты хотят поддержать исполнительную власть в разрешении возникшей ситуации. Он сказал:
«Вы видите, что есть проблема. Вы молчите, народ бунтует, не понимает, в чем дело».
Депутат Леонид Чамагуа произнес эмоциональную речь, которой, что бывает крайне редко, аплодировали все: и парламентарии, и журналисты… В частности, он сказал:
«Я понимаю сейчас, в какой роли выступаю, поднимая эту тему. Но эта тема давно обсуждается в нашем обществе. То, что мы должны, мы должны отдавать бесплатно, то, что нам должны, обставляется какими-то условиями. От чего нам предлагается отказаться – от суверенитета, от чувства собственного достоинства?..»
Депутат Алмас Джапуа сказал, что информационно-координационный центр, который должен быть создан по предложению российской стороны как бы параллельно МВД республики, не подчиняется ее руководству, и это у многих вызывает большие сомнения.
«У меня совершенно другой взгляд», – заявил депутат Сергей Шамба и продолжил, напомнив о недавних временах:
«Вы забыли, что корабли не могли спокойно ходить без того, чтобы их не перехватывали. Сегодня всего этого нет. Так же важна и внешняя безопасность. Я не вижу в этом документе ничего такого, что ущемляет наши права. Напротив, я вижу, что за все эти годы мы не смогли сделать того, чтобы милиция у нас была эффективной. Мы видим, что происходит. И если нам говорят, что мы вам можем помочь в этом вопросе, то надо сказать «спасибо». Когда нам это не нужно будет, они откажутся от этого сами и скажут еще «спасибо», что избавились от этого финансирования. Неужели мы не понимаем, что России совершенно никакого интереса нет своих специалистов здесь держать и за это деньги платить? То, что вы говорите: давайте откажемся от российской помощи и пусть нам Россия платит деньги за аренду за военные базы… Слушайте, Россия за Байконур платит в год три миллиарда рублей. Это какая инфраструктура!.. Причем Казахстан не имеет никаких привилегий от того, что там существует Байконур».
Ему стали возражать, что дело в другом, что свои обещания надо выполнять, что тут все благодарны России, но отдельные чиновники Российской Федерации, которые «курируют наше направление», прибегают к шантажу и довели дело до очень сложной ситуации.
Выступило еще немало депутатов, после чего было решено поручить двум профильным комитетам изучить исполнение межправительственных соглашений с РФ и по результатам работы еще раз обсудить ситуацию, а также методы решения проблем.