Изменения курса рубля. Как поменяется жизнь в Абхазии?

Изменения курса рубля. Как поменяется жизнь в Абхазии?
Изменения курса рубля. Как поменяется жизнь в Абхазии?
В связи с резкими изменениями курса рубля не только в России, но и в Абхазии возникла легкая паника. Мы попробовали разобраться, как эта ситуация  может повлиять на экономику нашей страны и нашу жизнь в целом.
Сейчас курс рубля стабилизировался на уровне чуть выше 65 рублей, но, в целом, несмотря на колебания российской валюты, мы отмечаем падение ее стоимости примерно на десять рублей в квартал. В общем, рубль за последний год подешевел вдвое.Абхазская экономика уже ощутила результаты изменения макроэкономической ситуации в России.  Пока нет еще окончательной статистики, но, очевидно, что вырос туристический поток. Есть позитив и в промышленности: Абхазия впервые вышла на четвертое место по импорту вина в Россию после большой тройки — Испании, Италии и Франции. Связано это с тем, что продукция из Абхазии дорожала значительно медленнее, чем продукция из европейских стран. При продуманной экономической политике в ближайшие годы есть все шансы существенно увеличить объем производства продуктов питания для продажи в России.
У правительства есть определенная политика в этом направлении. За счет кредитных ресурсов российских банков, если ими правильно распорядиться, могут быть созданы новые производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции. «Мы сейчас смотрим, какие из предлагаемых нам для финансирования проектов имеют будущее. Проще говоря, принесёт ли тот или иной проект хороший экономический эффект нашей стране. Есть четыре приоритетных направления, в том числе, в первую очередь, агропромышленный комплекс, далее туризм. Также в приоритете производство строительных материалов с использованием местного сырья и сфера инноваций», — говорит нам Даур Арнаут, начальник отдела внешнеэкономической деятельности и инвестиций в министерстве экономики.Экономисты приводят примеры успешного продвижения конкретных товаров и брендов, у которых есть будущее на российском рынке. Например, вода «Кодор», объемы заказов которой превышают возможности производства. Своего рода агрокластер развивается в селе Кындыг. Очамчирские огурцы и помидоры вполне конкурентоспособны и на российском рынке.В долгосрочной перспективе рецессия в российской экономике может создать некоторые преимущества для абхазской. Однако, чтобы это реализовалось, необходимо работать в определенных направлениях, в первую очередь, воспользоваться имеющимися возможностями для создания экспортно-ориентированных производств. Далее, то же самое касается и туризма, чтобы возросший и постоянно увеличивающийся туристический поток был не временным, а постоянным явлением в ближайшие годы.
Однако, в ближайшей перспективе, нас ждут нелегкие времена. «Говорить о положительных тенденциях в развитии экономики в контексте девальвации рубля не приходится. Рубль дешевеет и привязан к нефти, которая дешевеет. Соответственно, в российскую экономику поступает меньше денег», — говорит Арнаут.Очевидно, что эта реальность усилит проблемы в экономике нашей страны. Мы предельно зависимы на сегодняшний день от финансовых вливаний из России. Даже если в номинальном выражении денег меньше не станет, то «качество» этих денег упадет. Рубль существенно подешевел, а цены будут идти вверх.Население будет ощущать на себе развитие негативных тенденцй, в первую очередь, в виде роста цен на товары первой необходимости. Чтобы приостановить рост цен, нужно развивать внутреннее производство, но это долгий процесс.»Было бы возможно привлекать дешевые кредиты, длинные, дешевые деньги, либо привлекать инвесторов, чтобы на основе соинвестирования создавать новые ресурсы. Это должны быть люди, которые имеют определенные капиталы и готовые рискнуть. Именно рискнуть, потому что у нас нет страховой компании, которая может гарантировать компенсацию издержек», — продолжает начальник отдела внешнеэкономических связей и инвестиций в министерстве экономики Даур Арнаут.
Еще одна наша проблема заключается в слабости государства, у которого практически нет эффективных инструментов регуляции экономической жизни. Цены на продукты в Абхазии растут значительно быстрее, чем в России. Объясняется это слабостью рынка, низким товарооборотом, отсутствием крупных игроков. Ценообразование хаотично и зависит от запросов поставщиков, а не рыночных регуляторов. Поэтому средний абхазский потребитель переплачивает за один и тот же товар на 25-35% больше, чем потребитель в близлежащих российских регионах. А это значит, что население Абхазии будет сильнее ощущать кризисные явления.Государство могло бы использовать арсенал административных мер для предотвращения необоснованного роста цен. В России такими функциями наделена Антимонопольная служба. Также могли бы помочь разумные протекционистские меры для поставщиков, готовых обеспечить поставки товаров первой необходимости по дисконтным ценам. Но а поскольку любая государственная политика в этой области отсутствует, то цены продолжают расти.
Что же касается туризма, то это отдельный разговор. Однозначно, по словам Арнаута, необходимо сохранить нынешний высокий поток туристов.В этом сезоне происходило падение продаж зарубежных туров. Такое случалось только однажды за последние два десятилетия – в 2009 году в разгар мирового экономического кризиса. Тогда снижение турпотока в Европу достигло 15%. Сейчас сокращение сегмента выездного туризма связано не только с экономикой, но и с политикой. Такая тенденция обусловлена совокупностью причин, среди которых рост курса евро и угроза европейских стран ввести визовые санкции против россиян. Свою роль сыграл и запрет на зарубежный отдых для работников силовых структур РФ, которые раньше активно отдыхали на европейских курортах. Что касается Сочи и Крыма, то они пока не могут конкурировать с Турцией и Европой по уровню курортного сервиса. Вместе с тем, у них есть преимущества, связанные с тем, что отдых там оплачивается в рублях, что в условиях роста стоимости валют имеет немаловажное значение. С этой точки зрения нам выгодны эти реалии. Достаточно большое количество людей смогло заработать деньги.Но, если говорить о дополнительных прибылях в этом контексте, то в целом для государства эффект не столь велик. В значительной степени турбизнес в тени. Налоги платят не все и не в полном объеме. Частники с одной койки должны платить 400 рублей в месяц вне зависимости от того, сколько у них людей. Это регулируется законом «О спецналоге». Мини-отели и гостевые дома, у которых свыше десяти коек, должны платить 2000 тысячи рублей в месяц. Только за июль-август этого сезона с частников и мини-отелей собрали 13 миллионов 716 тысяч рублей, из которых 9 миллионов 370 тысяч с мини-отелей, и 4 миллиона 340 тысяч с частников. Если сравнивать эти цифры с прошлым годом, то за этот же период 2014 года налогов было собрано 6 миллионов 796 тысяч рублей, то есть в два раза меньше. Но и стоит отметить, что поток отдыхающих в этом году больше. Однако судя по этим цифрам, очевидно, что государству бурное развитие туризма приносит сущие копейки.Конечно, туризм дает возможность развиваться частному бизнесу, способствует развитию смежных отраслей экономики, поскольку в определенный сезон года в стране находится грубо, говоря, вдвое больше людей, чем живет. И это прекрасно. Но есть издержки которые  население будет чувствовать на себе. Ведь туристический поток провоцирует рост цен, поскольку, очевидно, что платежеспособность россиян выше, чем жителей Абхазии. Также очевидно, что после того, как россияне уедут, цены уже не упадут.
Текст: Стелла Адлейба

Источник:http://abkhaz-auto.ru/news/3/4511/