Перспективы добычи нефти – тема номер один этих недель. Но, активное общественное обсуждение вопроса происходит в отсутствии каких-бы то ни было экономических и экологических расчетов, которые могли бы обосновать, нужна или не нужна стране нефтедобыча.
В прошлом году за подписью тогдашнего Премьер-министра Леонида Лакербая ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Независимая нефтегазовая компания» выданы права на исследование, разведку и добычу углеводородов на территории Абхазии общей площадью 5400 километров (Гудаутский и Очамчирский лицензионный участок).
Сейчас в парламенте, так или иначе, будет обсуждаться вопрос о введении моратория на разведку и добычу нефти в течение тридцати лет. Если решение о моратории будет принято, то тем самым договоренности о разведке нефти на шельфе Абхазии будут аннулированы. Впрочем, по этому поводу в интервью руководителям некоторых абхазских СМИ Президент Рауль Хаджимба еще раз заявил о том, что отрицательно относится к перспективе нефтедобычи в Абхазии, но в то же время он сказал, что ранее подписанные договоренности необходимо соблюдать.
Таким образом, учитывая политический вес главы государства в парламенте, добиться принятия моратория на разведку и добычу нефти,будет, вероятно, нелегко.
На сегодняшний день комплекс вопросов по поводу нефтяных перспектив Абхазии существенно шире поиска ответов на вопрос -«добывать или не добывать». По соглашению между властями страны и компаниями, осуществляющими разведку месторождений, будущая нефть, если когда-нибудь начнется ее добыча, принадлежит компаниям-добытчикам, государство получит только налоги. В целом, соглашения создают режим благоприятствования нефтяным компаниям, однако, на данный момент ничего не известно о промежуточных итогах разведки энергоресурсов. Очевидно, что в дальнейшем, если планы по добыче нефти будут претворяться в жизнь, общественное давление на власти будет усиливаться.
Впрочем, разведка совсем не означает неминуемости добычи даже в отдаленном будущем. Изыскания энергоресурсов во всем мире-неплохая статья доходов не только для стран, где они производятся, но и для соответствующих департаментов самих нефтяных компаний, иногда этот процесс почти вечен. Возможно, в абхазском случае происходит именно это. Косвенно об этом свидетельствуют и слова президента Хаджимба во время интервью с редакторами СМИ и высказанные несколько ранее словаСпикера парламента Валерия Бганба, который намекнул на то, что разведка это вовсе не добыча.
Фонд экспертного содействия «Айнар» совместно с GreenPeaceRussia и при содействии Всемирного фонда дикой природы подготовили обстоятельный доклад об угрозах, преимущественно экологических, но также и экономических, которые сопутствуют созданию и эксплуатации инфраструктуры по добыче нефти. Речь в документе идет о комплексе факторов, которые могут свести к минимуму позитивные для страны и ее экономики эффекты нефтедобычи. Детально разбирается международный опыт и возникающие в этом контексте угрозы. Однако в этом документе, как впрочем, и вообще, пока не существует никаких научных расчетов в сфере экологии и экономики, которые могли бы дать ответы на вопросы о целесообразности добычи нефти конкретно в Абхазии. Без этого спор о том, должна ли стать Абхазия нефтедобывающей страной, остается лишь публичным диспутом субъективных оценок.
Текст: Стелла Адлейба