Изида Чаниа (редактор газеты «Нужная»): Рауль Джумкович, меня интересует соглашение с МВД России о создании совместной информационно-координационной структуры. Меня интересуют подробности, так как слишком много разговоров вокруг этого. Решен ли этот вопрос окончательно, или он еще в стадии обсуждения? В каком виде будет действовать это соглашение, и какие обязательства будут у нашей и российской сторон
Рауль Хаджимба: Из всех межведомственных соглашений, развивающих отдельные положения Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписано на сегодня два – это соглашение о пенсионном обеспечении и соглашение о порядке повышения заработных плат отдельным категориям бюджетников. Все остальные документы находятся на стадии разработки. Они обсуждаются как абхазской, так и российской стороной. Мы прямо и открыто говорим, что для нас приемлемо, а что – неприемлемо. Сейчас преждевременно говорить о конкретных деталях этих документов. Но мы ничего не скрываем. Мы все материалы представим – так же как в свое время представили материалы по проекту Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве в Народное Собрание-Парламент Абхазии. Надеюсь, что уже в понедельник мы будем обсуждать эти и другие материалы.
Елена Полуян («Апсныпресс»): Рауль Джумкович, раскажите о своих поездках по регионам России, республикам Северного Кавказа. До этого Вы говорили, что суммы финансирования тех регионов и Республики Абхазия вполне сопоставимы. Какова там деловая обстановка и каковы там подходы к ведению бизнеса? Что полезного можно оттуда почерпнуть Абхазии, и, наоборот, что лучше организовано здесь, каковы наши преимущества?
Рауль Хаджимба: Наши собственные бюджетные возможности в пересчёте на душу населения не очень отличаются от показателей ряда субъектов России, в частности, республик Северного Кавказа. Одновременно с этим российские регионы получают дотации из центра, работают инвестиционные программы, которые позволяют наращивать возможности для региональных бюджетов, повышать качество жизни людей. Скажем, в Карачаево-Черкесии проживает порядка 470 тыс. чел., а собственный бюджет этой республики – порядка 5-6 млрд руб., остальное – дотации. Это не говорит, что у них все плохо – там хорошо развивается бизнес. У той же Удмуртии можно перенять главное – готовность людей работать с большей степенью отдачи, чем у нас. Мы много говорим, но мало что делаем.
По теме, которая нас беспокоит – по проблеме жилья. Мы за двадцать лет практически ни одного шага не сделали для повышения качества жизни молодых семей. Ни одной квартиры мы практически не предоставили нашим молодым людям, нашим гражданам. Люди сами изыскивают такие возможности. В Удмуртии есть хороший опыт решения этой проблемы. Уверен, что при правильном подходе мы эту практику можем реализовать и у себя. Мы поручили Кабинету Министров и Администрации Президента подготовить соответствующую программу решения этих вопросов, а также должны будем заложить в бюджет следующего года определенные суммы на эти цели. Пусть в год это будет 10-15 квартир, но мы начнем поэтапно снимать эту серьезную проблему.
Анаид Гогорян (газета «Чегемская правда»): Рауль Джумкович, недавно в парламенте в первом чтении был принят закон об особых экономических зонах. Тогда Ваш представитель в парламенте сказал, что не может озвучить Вашу позицию по данному вопросу. Хотелось бы услышать Вашу позицию.
Рауль Хаджимба: Я свою позицию озвучил, когда мы обсуждали программу социально-экономического развития Абхазии. Я не вижу никаких страшных ситуаций – просто нужно правильно подойти к решению этих вопросов. Не просто создать документ и торжествовать по поводу того, что якобы что-то сделано, а реально воплощать в жизнь.
Анжела Кучуберия («ИТАР-ТАСС»): Рауль Джумкович, недавно ДНР признала независимость Абхазии. Как Вы оцениваете этот шаг, и каковы наши дальнейшие действия в отношении ДНР и ЛНР?
Рауль Хаджимба: Вы знаете, пока официально я ничего не видел, кроме того что было в печати. Мы признательны, если это так, но нужно думать и о других вещах. В самих ДНР и ЛНР сегодня идет речь о возможности диалога с Киевом на предмет получения широкой автономии в составе Украины. Поэтому в перспективе мы посмотрим, как себя вести.