«Такая власть – это находка для оппозиции», – так отставные чиновники, составившие костяк ПП «Амцахара», намекают на свою оппозиционность. Истина где-то рядом, потому что, во-первых, любая власть – находка для оппозиции, во-вторых, власть действительно есть за что ругать, и, в-третьих, в нашей стране три самостоятельных ветви власти, о чем в «Амцахаре» напрочь забыли – ругали президента (т.е. главу исполнительной власти) и почему-то директора государственного ТВ. Чего же партия хочет от Рауля Хаджимба и Эммы Ходжава? Вот это я и пыталась услышать на съезде ПП «Амцахара», который прошел на прошлой неделе в Сухуме.
Из речи главного оратора съезда Гарри Саманба выяснилось, что «Амцахара» хочет, чтобы президент признал ЛНР и ДНР, чтобы программа социально-экономического развития разрабатывалась на краткосрочный период, чтобы прекратили «преследовать» директора строительной компании Вадима Матуа, который «не больше всех воровал»… Завершил Саманба свою речь под бурные аплодисменты призывом уволить директора телевидения Эмму Ходжава. К слову, мне показалось, что последнее требование было основной «фишкой съезда». При этом главное обвинение «Амцахара» в адрес Ходжава – это отказ от траурных объявлений.
Экс-кандидат на пост президента Бжания, бывший председатель СГБ, в основу своего выступления на съезде заложил предвыборную программу нынешнего президента, и в результате получилось, что ругал он власть за то, с чем сам согласен. Звучало это примерно так: «ДГТФ (база отдыха) продан тому же «Донтабаку». Это нужно было сделать раньше, и мы были за это». Примерно так же звучали и «обвинения» в вопросах, связанных с предвыборными обещаниями его конкурента на выборах, – о реформировании органов власти, перераспределении полномочий между ветвями власти и многие другие.
Больше всего порадовало нежданное продвижение, казалось бы, уже безнадежно забытой пятилетней давности идеи Ассоциации работников СМИ Абхазии о создании на базе гостелевидения общественного ТВ. Очевидно, что местоположение меняет даже чекистов – теперь Бжания за диалог на любом уровне, он даже захотел «обратиться к руководству страны, Совету старейшин, ученому сообществу, политическим партиям, религиозным деятелям организовать на постоянной основе дискуссионную площадку, где можно открыто обсуждать эту проблему, вырабатывать предложения и рекомендации».
Вот это и грустно, что на протяжении всего съезда я не увидела никаких глобальных противоречий между действующей властью и партией «Амцахара», с некоторых пор заявляющей о своей оппозиционности. Проблема этой оппозиционности решается путем нескольких кадровых назначений. Портфель премьера (назначенного месяц назад), директора телевидения и доступ к распределению финансовых ресурсов – и майские события 2014 года, как и события 2004 года, вновь станут «волеизъявлением народа», и все вернется на круги своя – до следующей десятилетки. Не оппозиция, а находка для власти…