Алмас Джапуа в своем фейсбуке заявил следующее : «В результате кровопролитной войны в начале 90-х мы приобрели государство. Безусловно, это заслуга всего народа, но в первую очередь заслуга лидера, имевшего чутье на успех и сумевшего использовать 1 шанс на миллион. Эпоха Владислава прошла и вместе с ней прошла эпоха борьбы и побед. Ей на смену пришла другая, продолжающаяся и по сей день. Эпоха бесцельной жизни и упущенных возможностей. Пожалуй, последний день, в которой мы радовались все вместе и от души это был день признания нашей независимости. Наконец, Великая Россия повернулась к нам лицом, протянула нам руку помощи, готовая стать главным другом и помощником. Казалось, уж теперь то наши руководители, имея прямую помощь и поддержку великой державы поведут нас к светлому будущему, а наша жизнь изменится раз и навсегда. И вроде бы нам это сулило громадные возможности, но что-то со всем этим стало, что-то пошло не так!
Мы навязали своему другу и союзнику формат отношений внутри, которых сами себя выставили мелкими иждивенцами и за 8 лет с момента признания при всех обширных перспективах не продвинулись ни на шаг к процветанию и экономической состоятельности.
Ни одна власть, ни прошлая, не нынешняя не совершила сколь значимых улучшений, которые смогли бы существенно изменить нашу жизнь, а затянувшийся на десятилетия системный кризис привел к череде острых противостояний и довел до сегодняшних событий, за гранью которых, лично я уже не вижу безоблачное будущее своих детей достаточно четко.
Никогда прежде наши граждане не были так сильно разочарованы как сегодня. Бессмысленность непрекращающегося политического противостояния лишает людей веры в собственное государство, в собственные силы, в возможность полноценного и успешного развития. Многие уже давно забыли во имя чего и какой дорогой ценой мы добились возможности строить собственное независимое государство и самим распоряжаться своей судьбой.
Мы вынуждены согласиться с тем фактом, что довели страну до момента, когда нерешенные за годы проблемы могут обернуться катастрофой для нас и для будущего самого государства, однако для того, чтобы решить их надо для начала поставить перед собой правильные вопросы и дать на них четкие ответы. Почему с нами все это происходит? Почему в борьбе за власть между собой мы стали глухими к зову здравого смысла? Ради каких высоких идеалов мы сегодня, сейчас, все вместе ставим на кон будущее абхазского государства и народа за которое, на протяжении столетий наши предки отдавали свои жизни? Задав себе это вопросы, мы вдруг обнаружим, что не можем ответить на них даже самим себе.
С каждой сменой власти, с каждый сменой политического режима мы все ждем, что наступит переломный момент, и мы наконец пойдем в обратном направлении, но каждый раз нас ждут разбитые надежды и обманутые ожидания.
Существует ряд основных характеристик, объединяющих все наши послевоенные политические режимы — это тотальная коррупция, беззаконие и безнаказанность.
Наша государственная система не просто поражена коррупцией, она полностью вошла в наш обиход и стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И нет другого действенного способа бороться с этим явлением, кроме как жесткое реагирование со стороны государства, путем введения уголовной ответственности за незаконное обогащение, за приобретение имущества должностным лицом на средства, происхождение которых он объяснить не может, так как они получены незаконным путем. Если говорить совсем упрощенно, то чиновник, который не сможет объяснить откуда у него автомобиль за 3 миллиона рублей при зарплате в 10 тысяч в месяц, должен автоматически признаваться виновным.
Мы много говорим о том, что в обществе раскол, мы много говорим об экономике, внешней политике, но никто не говорит об истинных проблемах, сотрясающих нашу страну. Сотни молодых семей живут на съемных квартирах, многие ветераны, инвалиды войны остались никому не нужными, забытыми всеми, существующая система породила в стране дикое социальное неравенство. Судить о государстве надо в первую очередь по тому, как оно защищает тех, кто в этой защите нуждается: многодетные семьи, инвалиды, ветераны войны и многие другие.
Народ победитель оказался никому не нужен, превратился в электорат, топливо для политических амбиций. В таких условиях, единственной осознанной мотивацией для представителей политической среды становится сохранение себя во власти или попадание во власть любыми методами и любыми путями.
Много говорится о том, что нужны конкретные предложения и программы, но почему-то мало кто говорит о том, что не хватает политической воли пойти наперекор это порочной системе и попытаться изменить ее. Никогда еще в истории ни одни серьезные изменения не совершались без решительности и наличия политической воли. С момента создания «Аинара» мы делали много предложений, но результат всегда был один и тот же, система пожирает всех, кто в нее попадает, никто не хочет принимать трудных решений и инерция уже давно стала единственным двигателем нашего государства.
Можно бесконечно долго говорить об ошибках, но это рано или поздно перейдёт в обвинения, мы не для этого сегодня здесь собрались, мы обязаны перевернуть эту мрачную страницу, оставить все распри и обиды в прошлом, и направить все наши усилия на то, чтобы исправить ситуацию. Это не вопрос желания, это наша прямая обязанность. Мы должны определится — идти вперед или продолжать жить сегодняшними реалиями.
Мы никогда не искали легких путей и возможно мы делали ошибки, никто не застрахован от этого. Если мы и заблуждались, то делали это искренне, и никто не может обвинить нас в том, что мы были нерешительны или следовали конъюнктуре. Поддержка большого количества честных людей придавала нам силы и уверенности.
Мы глубоко убеждены в том, что две основные политические силы, поочередно управлявшие нашей страной на протяжении последних 20 лет, не сумели возглавить процесс реформирования нашего государства, а лишь погрязли в междоусобной борьбе и выяснении личных отношений, что привело нашу страну к глубокому политическому кризису и серьезному расколу в обществе.
На данном этапе, мы пришли к выводу, что в стране назрела ситуация, когда необходимо собрать под одно крыло всех неравнодушных к будущему нашей республики людей, для реализации назревших преобразований, способных кардинально изменить ситуацию в стране к лучшему.
Одна из главных задач сегодняшнего съезда заключается в том, что мы намерены объявить о своей готовности создать коалицию с привлечением в нее всех здоровых общественно-политических сил, а также рядовых граждан нашей республики, разделяющих наши убеждения и готовых вместе с нами участвовать в процессе реформирования нашей страны.
Речь вовсе не идет о том, чтобы привлекать людей в ряды нашей партии, мы говорим лишь о том, что намерены создавать широкую коалицию из людей готовых разделить ответственность за будущее нашей страны. Вместе с этими людьми мы собираемся обозначить новый путь и новый этап в жизни нашей страны, и тем самым представить альтернативу существующим политическим реалиям.
И все-таки я вижу и светлое будущее, на которое хочу рассчитывать! Наш соотечественник, крупный российский учёный и писатель Александр Орлов-Кретчмер написал однажды; «Известно ли вам, что Абхазия одна из наиболее богатых стран мира? По уровню стоимости активов на душу населения, по фондовооруженности, по стоимости жилья в частной собственности на ту же душу населения, по стоимости рекреационного потенциала, по запасам и качеству питьевой воды, по выработке электроэнергии и по возможностям производства экологически чистой энергии на одного жителя, по приходящихся на того же жителя разведанных минеральных природных ресурсов (в т.ч. редкоземельных!). Средний размер земельного удела частного хозяйства здесь превышает размер общинной обрабатываемой территории в поселениях большей части мира. В республике невероятно выгодная геостратегическая и готовая к использованию транспортная инфраструктура: незаменимый участок “Шелкового пути” через Кавказский хребет, Транскавказская причерноморская double road. Здесь один из лучших аэропортов мира двойного назначения и лучшая гавань на Черном море – через него выход в Мировой океан. У побережья разведаны запасы углеводородов, а у границ – недостроенный газопровод. Природные условия разрешают выращивать объем и ассортимент сельхозкультур, многократно превышающий потребность населения. Часть аграрной продукции уникальных экзотических видов представляет ценное сырье для примерно десятка высокотехнологических отраслей современной индустрии. Абхазия – один из двух регионов средиземноморского и черноморского ареала, где сохранился потенциал лесопользования. В Абхазии государственный долг на душу населения существенно меньше долгов всех развитых стран. В советское время индустриальный и научный потенциал Абхазии превышал аналогичный потенциал и ВВП Венгрии. С тех пор технологии и инвестиционные предпочтения резко изменились, однако инфраструктурная база-то осталась. А теперь вспомните страны, лишенных практически всех этих богатств и преимуществ: Израиль, Исландия, Сингапур, Люксембург, Нидерланды, Япония… Мне могут напомнить о военной разрухе. Я отвечу: Вьетнам, Южная Корея, Ливан. И я верю, что потенциал Республики Абхазия реализуем! Всего-то надо, что научиться уважать себя, окружающий мир и законы современного общества…»
Я , вместе с Александром Орловым-Кретчмером глубоко верю, что в этой стране достаточно честных, умных, преданных делу людей, способных объединяться вокруг крупных государственных задач. Я верю в то, что мы имея такой огромный экономический потенциал не можем быть нищей страной и за гранью нашего неэффективного управления, которое мы обязательно преодолеем, лежит цветущее, высокоразвитое государство. Я верю, что мы способный преодолеть любой политический и экономический кризис и на выходе из него, делая выводы из своих ошибок формировать новое пространство.
Я знаю, что у тысяч людей, наших с Вами сограждан, собирающихся на сход 15 числа есть огромный объем недовольства своей жизнью. Многие озвученные ими проблемы не высосаны из пальца и не могут быть никем игнорированы, однако я более чем уверен, что понимая степень ответственности за происходящее, политики в руководстве страны и в руководстве блока оппозиционных сил смогут найти между собой компромисс, способный снять напряжение и дать возможность нам всем вздохнуть с облегчением. Не думаю, что найденные в столь кризисный момент компромиссы могут, как-то существенно повлиять на нашу жизнь, но знаю, что если они не будут найдены в этот раз мы встанем у самого последнего края обрыва, за которой только бездонная пропасть и тишина. Никто из нас ничем не сможет это потом оправдать и никакими аргументами мы не сможем объяснить будущим поколениям свои действия».