Новости АбхазииОткрытое письмо Президенту Республики Абхазия Р.Д.Хаджимба.
Уважаемый Рауль Джумкович!
Обращаюсь к Вам, поскольку невозможно оставаться в стороне от несправедливости, которая происходит вокруг Священной Митрополии Абхазии.
Прежде всего, меня беспокоит давление, оказываемое на руководство СМА со стороны различных органов исполнительной власти и ряда депутатов Парламента РА. Многочисленные встречи с целью «вразумления» и «увещевания» руководителей СМА свидетельствуют о нарушении Конституции Республики Абхазия и закона «О свободе совести и о религиозных объединениях в Республике Абхазия», закрепляющего отделение церкви от государства и обеспечивающего светский характер последнего. Все эти настойчивые «беседы» преподносятся обществу в качестве призыва к примирению двух церковных общин Абхазии. Однако на деле они являются попыткой уничтожить то, что в течение многих лет по кирпичику создавалось в Ново-Афонском монастыре отцом Дорофеем и его соратниками. Призывать отца Дорофея к миру нет необходимости, поскольку он войну ни с кем не ведет – ни явную, ни подковёрную. Он никого не преследует, не очерняет и стойко переносит удары со всех сторон.
Уже несколько лет ведется клеветническая кампания по дискредитации о. Дорофея и его соратников. Накопился целый архив справок и разъяснений, которые члены СМА вынуждены писать в ответ на поток льющихся против них лжесвидетельств. О. Дорофея обвиняют в алчности, в финансовых хищениях, в нарушениях церковных канонов и пр. К этой клевете добавились и совершенно надуманные обвинения в якобы «антироссийской направленности» деятельности СМА, основанные на близоруком понимании российских интересов в Абхазии и на Кавказе в целом. В результате, на основе доносов, регулярно поступающих из Абхазии, в России формируется крайне негативная и несправедливая оценка личности отца Дорофея и его соратников, что ведет к очень серьезным последствиям, поскольку важные решения и запреты принимаются на ложной основе.
Между тем, все перечисленные выше обвинения против о. Дорофея – ложь от начала и до конца. Кто-то лжесвидетельствует осознанно, пренебрегая священными заветами, а кто-то, возможно, заблуждается.
Несмотря на то, что служители СМА систематически информируют общественность о своей деятельности в печатных и электронных СМИ, считаю уместным обратить внимание на следующее. Помимо бескорыстного служения о. Дорофея, бесплатного отправления религиозных таинств крещения, венчания и отпевания, о. Дорофей, о. Давид, Герман Маршания и другие представители СМА, неустанно ведут благотворительную и просветительскую деятельность, описание которой потребовало бы отдельной публикации. Другой важный факт, заслуживающий высокой оценки общества – это ведение хозяйственной деятельности СМА на основе принципов открытости, финансовой прозрачности и отчетности перед прихожанами и всем обществом, что снимает вопросы относительно недобросовестного расходования средств или личного обогащения.
Духовные отцы Митрополии готовы выслушать каждого прихожанина и обсуждать волнующие вопросы о жизни и смерти, добре и зле и другие важные темы. В силу этой открытости, СМА, как живительный духовный источник притягивает молодежь, помогая ей избежать дезориентации в сложной современной среде, получить противоядие против радикализма и одурманивающих сект, а некоторым – выпутаться из наркотических и криминальных сетей. Подобная деятельность, на самом деле, очень важна не только для Абхазии, но и для России, заинтересованной в укреплении здоровых сил на своих кавказских рубежах.
Абхазская общественность в целом поддерживает и по достоинству оценивает деятельность СМА – и сугубо церковную, и более широкую – благотворительную, просветительскую и, в особенности, усилия СМА по преодолению неопределенности канонического статуса абхазской церкви и по восстановлению ее независимости.
Нужно отметить, что идею автокефалии православной церкви Абхазии поддержали 70 000 жителей Абхазии своей личной подписью во время опроса, проведенного общественной инициативной группой в 2013 году.
Однако, приходится признать, что одной молчаливой поддержки недостаточно. К сожалению, молчание, порой, принимают за согласие с творимой на наших глазах несправедливостью. Вместо того, чтобы гордиться просвещенными и бескорыстными служителями СМА, мы позволяем глумиться над ними, не протестуя против бесконечных актов травли и давления на о. Дорофея и его соратников.
Слава Богу, что в Новом Афоне живут честные и смелые люди, которые не устают защищать представителей СМА. На них не действует систематически распространяемая дезинформация, поскольку они являются непосредственными свидетелями жизни монастыря и деятельности руководителей СМА. Слава Богу, есть молодежь, которая встречает и поддерживает о. Дорофея после очередных многочасовых «вразумлений» со стороны тех или иных представителей власти.
Наша абхазская церковь переживает сегодня непростые времена, а внутрицерковный конфликт, в свою очередь, негативно влияет на согласие в обществе. Эти противоречия очень тревожат всех христиан нашей страны, вне зависимости от того, прихожанами какой церкви они являются. Примирение наших церковных лидеров – отца Виссариона и отца Дорофея – вся Абхазия приветствовала бы с большой радостью и надеждой на то, что позиции православия в Абхазии укрепятся, что разногласий в стране станет меньше и, что это примирение послужит примером для других.
О. Дорофей неоднократно заявлял о том, что, несмотря на имеющиеся различия взглядов относительно пути укрепления православия в Абхазии, в главных своих целях у Абхазской Православной Церкви и у Священной Митрополии Абхазии фундаментальных расхождений нет. Руководители и представители обеих церковных общин жаждут восстановления и признания самостоятельности Абхазской Церкви. Достижение этой цели ознаменовало бы освобождение от формальных уз с Грузинской Православной Церковью, которые, несмотря на разрыв отношений со времен грузино-абхазской войны 1992-1993 гг., продолжают препятствовать полноценной жизни абхазской православной церкви. Поскольку по этому ключевому вопросу существует согласие, о. Дорофей предлагал провести совместную службу либо в Сухумском Кафедральном соборе, либо в Новоафонском Монастыре, где они вместе с о. Виссарионом вознесли бы молитвы о благоденствии Абхазии и всего ее народа. Однако, к великому сожалению, предложение о. Дорофея не получает поддержки.
Учитывая все вышесказанное, обращаюсь к Вам, Рауль Джумкович, с просьбой призвать всех к соблюдению законов РА, остановить давление на СМА со стороны исполнительной и законодательной власти и поддержать предложение о совместном проведении службы в одном из храмов Абхазии. Это событие стало бы знаком примирения, которого жаждет вся Абхазия.
В заключение хочу сказать, что единственное, что ведет отца Дорофея по его пути – это вера в то, что кто-то должен повторить (не буквально, а по сути) путь тех двух монахов средневековой Абхазии, которые, несмотря на сопротивление и интриги Византийского двора и гибель по дороге в Антиохию 38 собратьев по вере, все же выстояли и принесли Абхазской церкви долгожданную автокефалию. Я уверена, что те исторические герои-монахи черпали свои силы из духовной поддержки своего народа и его правителей, понимавших важность их миссии и несколько лет ожидавших с верой и надеждой их возвращения. Сегодня отец Дорофей взял на себя колоссальную ответственность и огромный труд, направленный на то, чтобы не упустить исторический шанс, чрезвычайно важный для нашей родины. И нам никто не простит нашей безучастности, если мы позволим ложью остановить подвижническую деятельность отца Дорофея и всей Священной Митрополии Абхазии.