Фазилбей Авидзба, председатель парламентского Комитета по обороне и безопасности.
«В последние дни мы наблюдаем попытку масштабной дестабилизации на Южном Кавказе. Мы понимаем, анализируя все события и процессы последних лет, что дуга геополитического напряжения, вызвавшая войны на востоке Украины, войну в Сирии, разрушившая баланс сил в окружающем мире, рано или поздно может затронуть и наш регион.
Нам ясно, что, как внутренние, так и внешние игроки рано или поздно предпримут попытки попробовать на прочность баланс сил в регионе. С моей точки зрения, ситуация такова. В Азербайджане действительно серьезный кризис, что требует от властей переориентации общественного протеста на внешнего врага. Но подобные решения о начале общевойсковой операции в современном мире редко принимаются без определенных консультаций с внешними партнерами. И тут мы, конечно, видим турецкий фактор. Не трудно было предположить, что турки предпримут самые разнообразные попытки для того, чтобы нанести удар по интересам России и ее союзников в регионе, который непосредственно граничит с этой страной. Вопрос был только в том, где Турция попробует нанести удар. Произошло это в Карабахе, где, с одной стороны, самый тяжелый региональный конфликт, с другой стороны, есть все возможности для прямой детонации. В этом смысле мы находимся в более благоприятной ситуации. Во-первых, в отличие от Карабаха, где штык в штык стоят солдаты противоборствующих сторон, функции по защите внешних рубежей Абхазии совместно с нами несут и российские войска. Если проводить прямые аналогии, то нападение Грузии будет означать прямое столкновение с Россией. Кроме того, мы успели довести до ума работу по подписанию нужных документов по созданию Объединенной группировки войск, то есть, юридический формат российско-абхазского оборонного взаимодействия. Независимость Абхазии внешний мир может не признавать, но не принимать в расчет юридически обязывающие документы, заключенные в том числе и с Российской Федерацией, невозможно. Поэтому у нас несколько иная ситуация и в фактическом, и в правовом смысле.
Это, однако, не исключает попыток дестабилизации обстановки и вокруг Абхазии. Может быть (будем надеяться), это не будет прямым военным столкновением у морских берегов, но то, что заинтересованные игроки, и, в первую очередь, Турция будут прощупывать почву на наличие слабых мест, думаю, абсолютно очевидно. Или скажу по-другому. Если бы Анкара была заинтересована в сохранении стабильности в регионе, атаки азербайджанских сил на позиции Карабаха не случилось бы. Нам необходимо это иметь ввиду, какими инструментами для дестабилизации обстановки могут воспользоваться наши оппоненты».