Академик АНА, профессор, доктор биологических наук, заведующий отделом интродукции растений Института ботаники Сергей Бебия рассказал корреспонденту Sputnik Роберту Джопуа о жизни Сухумского ботанического сада, о существующих проблемах в мире растений и задачах, стоящих перед биологами.
У любого Ботанического сада всегда есть проблемы, некоторые преодолеваются достаточно быстро, решение других продвигается с трудом, сказал корреспонденту Sputnik заведующий отделом интродукции растений Института ботаники Сергей Бебия.
Дело в том, объясняет профессор, что наш Сухумский ботанический сад — один из крупнейших в Европе. Он был создан в 1840 году, и в нем была осуществлена огромная работа по интродукции древесных растений — это ввоз иноземных растений на другую территорию, где они раньше не произрастали. Среди коллекции есть уникумы, которые являются исчезающими видами на их родине, где они растут в естественных условиях. Вот Ботанический сад служит центром для сохранения этого разнообразия редких исчезающих видов. Для этого в ботаническом саду ведется работа над проблематикой получения семян.
В Ботаническом саду рассказали, как удалось спасти растения во время снега
В Ботаническом саду рассказали, как удалось спасти растения во время снегопада
“Конечно, растения мы должны получать из семян или в живом виде завозить сюда, что мы и делали раньше, но после развала СССР это стало проблематично. Раньше между ботаническими садами существовал договор о бесплатном обмене семенами в коллекционном количестве. Сегодня установлены новые правила, согласно которым любое научное учреждение должно войти в специально созданную ассоциацию по обеспечению семенами. Для того чтобы войти в этот союз, необходимо пройти регистрацию, в ходе которой нужно обязательно указывать страну, но там нет Абхазии, и поэтому у нас нет возможности подключиться к этой системе. Конечно, помогают друзья, знакомые, они присылают семена в небольших количествах. Я лично бывал в разных странах и привозил их. Вот так мы выходим из этой ситуации”, — пояснил академик.
Дело в том, что многие растения в новых условиях произрастания не дают качественные семена или вовсе не цветут, и их трудно размножить. В Сухумском ботаническом саду, сказал Сергей Бебия, пользуются также вегетативным размножением или размножением на клеточном уровне, но для осуществления последнего варианта нет необходимой лаборатории, оснащения и оборудования.
“Мы принимаем все меры. У нас есть тема по разработке методики размножения таких редких, исчезающих древесных видов растений, а их у нас на территории сада и всего черноморского побережья Абхазии более ста”, — сказал Бебия.
Определенные успехи есть, признается профессор. Некоторые редкие исчезающие виды восстановлены, продублированы. Но есть еще много других видов, которые нужно восстанавливать. Проблема, по словам Сергея Бебия, в том, что многие древесные растения биологически уже великовозрастные, и если даже они дают семена, то они зачастую оказываются некачественными.
“В нашем саду, например, есть редкие сосны. Сосна мексиканская — одна из крупнейших сосен в мире. Она у нас 45 метров высоты и диаметром почти до двух метров. Это единственный экземпляр здесь. Она дает шишки, но семян качественных нет. Размножить черенкованием очень сложно, практически невозможно. Есть другие методы в мире, но мы ими не располагаем”, — с сожалением отмечает профессор.
И с биологической, и организационной, и экономической точек зрения проблем много, повторяет ученый, но последняя из них стала на нынешнем этапе развития ботанического сада основной. При достаточном финансировании была бы возможность выезжать за рубеж и на месте договариваться и привозить семена или же закупать их на специальных рынках.
Савелий Читанава рассказал, как прошел второй этап лечения самшита
Савелий Читанава рассказал о том, как прошел второй этап лечения самшита
“Есть специальные рынки, коммерческие структуры, которые продают семена, за валюту, конечно. Но в этом есть риск, с другой стороны. Предлагают название растений, которые не соответствуют самому виду растений. Приходится переопределять — это тяжелая научная работа, это очень серьезные проблемы. Но наш небольшой коллектив старается работать, используем свои силы и знания, а также опыт предшественников. Мы стараемся и многие проблемы решаем.
Общее количество коллекции живых древесных растений Сухумского ботанического сада до Отечественной войны народа Абхазии достигало около полутора тысяч видов. Во время войны и в последующие годы, из-за того что не было возможности поддерживать сад, коллекция, конечно, сократилась. Сегодня проводится новая инвентаризация. Параллельно проверяется их состояние, описывается, какие мероприятия необходимо проводить для их сохранения. К сегодняшнему дню насчитано около семисот древесных растений. Предварительно цифра будет достигать одной тысячи видов растений. В целом, ботанический сад занимается всеми видами растений: декоративными, травянистыми и другими видами растений.
Сергей Бебия отмечает, что у нас в Абхазии много редких исчезающих видов, и происходит все это по вине самого человека. Например, по его подсчетам, число редких исчезающих видов на территории Абхазии составляет 47.
“Для нашей территории это очень большая цифра. Во многом виноват человек. Потому что мы осуществляли долгие годы вырубку лесов, я бы сказал, что вели хищническую рубку в лесу. Многие из них очень древние виды, многие являются локальными по произрастанию, и они подвержены опасности исчезновения. Наш сад пытается размножить и сохранить их”, — сказал Бебия.
Еще одним пагубным фактором для растений, по словам академика АНА, стало глобальное изменение климата. Ученые пока не знают, как они будут адаптироваться в новых условиях. К примеру, несколько лет назад в Абхазию приезжали ученые из России. Совместно с абхазскими коллегами они признали, что глобальное потепление отразилось на пихтовых лесах, деревья которых засыхали независимо от их возраста.
“Мы нашли объяснение. Причиной стала сильная засуха в период июля, августа и даже первой половины сентября. Мы пока не знаем, как быть дальше. Мы должны быть готовы к такому вызову. Ученые должны разработать мероприятия по их сохранению”, — объяснил профессор Бебия.
Снег в Сухуме
Роман Дбар: природа Абхазии адаптирована к снегопадам
К числу исчезающих видов Сергей Бебия причислил также тис обыкновенный, который произрастает во многих местах южной Европы. Также каштан. Каштановые леса занимали большие площади. Он, рассказывает профессор, сейчас болеет в пределах всего ареала: в южной Европе, на Северном Кавказе и у нас, на Южном Кавказе. Ученые изучают проблему, работают над ней, но пока остается очень серьезная проблема.
“Тот же Колхидский самшит. В естественных условиях самшит стал погибать по причине опять-таки неразумного человека. Это во время озеленения олимпийских комплексов в Сочи завезли страшного вредителя, самшитовую огневку. Она распространилась по всей Абхазии и за ее пределы. Практически самшитовые леса они полностью уничтожили. В районе Скурчи огневка уничтожила уникальную самшитовую рощу, равной которой, наверное, не было. Вот такая ситуация. Хурма обыкновенная, наша, кавказская — это реликт третичного периода, да все они реликтовые: и каштан, и хурма, и самшит – они реликты третичного периода, которые сохранились до наших дней. Если благодаря неразумному человеку они исчезнут, будет непростительно. Но они прожили миллионы лет, пережили ряд катаклизмов. Наверное, биологическая закладка в генах позволит сохранить эти виды в будущем”, — надеется профессор.
Отсутствие у ботанического сада финансов препятствует и созданию Красной книги. Несколько лет назад была создана специальная рабочая группа, в которую вошел ряд специалистов, но подвижек нет.
“Еще Владислав Ардзинба дал указание осуществить эту работу. Но нет средств. Можно будет осуществить эту работу в течение 2-3 лет, но если будет профинансирована эта программа. Эта работа связана с поездками. Необходим поиск растений, выявление, исследование, изучение их в динамике. Самое тяжелое карту-схему составить, определить, где встречаются растения. Может, тот или иной вид, который мы считаем редким, растет в другом конце страны, и он там достаточно жизнеспособный. Тогда он перейдет в другой статус из пяти существующих в Красной книге”, — сказал Бебия.
Работы много, рассказывает заведующий отделом интродукции растений Института ботаники Сергей Бебия, но нет людей. По его словам, молодые специалисты не хотят работать за существующую заработную плату.
Общее количество сотрудников Сухумского ботанического сада около 50 человек, из них научный персонал — 16 человек, что вполовину меньше, чем в довоенный период.