ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАПРЕЩАЯ АБОРТЫ В АБХАЗИИ, ДЕПУТАТЫ ПАРЛАМЕНТА НЕ УЧЛИ МНЕНИЕ МЕДИКОВ

аборт   Общественная организация «Женщины в политике» организовала круглый стол по теме запрета абортов в Абхазии.

В дискуссии участвовали врачи, депутаты парламента, священнослужители, члены Общественной палаты.

10 февраля президент Рауль Хаджимба подписал закон «О здравоохранении». В соответствии с пунктом 5 статьи 40 закона, «Государство признает право на жизнь нерожденного ребенка с момента зачатия и запрещает искусственное прерывание беременности. Принимая во внимание равное право на жизнь матери и ребенка, государство защищает и отстаивает это право».

Участники дискуссии выразили обеспокоенность тем, что законодательно запрещая аборты в Абхазии, депутаты парламента не учли даже мнение медиков, не говоря уже о самих женщинах, представителях различных общественных организаций.

Аборты допускаются в единственном случае – при замершей беременности.

По мнению собравшихся, запрет на аборты не повлияет на улучшение демографической ситуации в стране, как это полагают законодатели.

По информации врачей, уже имела место попыток суицида женщины, желавшей прервать беременность по медицинским показаниям.

Кроме медицинских показаний, немало и социальных проблем, из-за которых женщины решаются на прерывание беременности. Это и неустроенный быт, и отсутствие жилья, и низкий материальный достаток в семье, это и многодетность.

Руководитель общественной организации «Женщины в политике» Ирина Игрба с сожалением констатировала, что дискуссия по этой теме проводится с опозданием, уже после того, как закон принят. Возмущение И. Агрба вызывал и тот факт, что мнение врачей так и не было услышано депутатами, особенно теми, кто настаивал на запрете на аборты по религиозным соображениям.

Депутат парламента Беслан Цвинария рассказал о предыстории принятия закона. Сам он проголосовал за законопроект, предусматривающий запрет на прерывание беременности, так как убежден в том, что этот запрет сможет хоть как-то повлиять на демографическую ситуацию в стране и сохранить жизнь не одного ребенка. При этом Цвинария согласен с тем, что в законе имеются недоработки в законе, и их следует устранить после обсуждения со специалистами. Он отметил, что закон «О здравоохранении» послужил своего рода детонатором как медицинских, так и социальных проблем, которые замалчивались на протяжении 20 лет.

Депутат Левон Галустян также поддержавший запрет на аборты, подчеркнул, что «государство, принимая такие запретительные меры, старается поддержать семьи». Он сообщил о том, что руководство страны изыскивает средства для значительного увеличения размера единовременного пособия при рождении ребенка. Речь идет о 50 тысячах рублей — при рождении первого и второго ребенка и 100 тысяч рублей – при рождении третьего.

В процессе работы над законопроектом мы не слышали возражений со стороны медиков по поводу запрета на аборты, — говорили депутаты. Только в 2015 году в Абхазии было сделано около 700 абортов, и лишь 15 — по медицинским показаниям.

Врачи Сухумского родильного дома Виктория Воробьева и Оксана Сичинава отметили, что из-за вступившего в силу закона, медики уже столкнулись с проблемами. Уже имеют место несколько случаев, когда требуется прерывание беременности по медицинским показаниям, но врачи не имеют права сделать аборт.

Медики ссылались и на мировую практику, показывающую, что официальный заперт абортов влечет за собой увеличение криминальных абортов и случаев со смертельным исходом.

Врачи говорили о том, что не приветствуют аборты и всячески стараются убедить женщин не прерывать беременность, но, как показывает практика, не единичны случаи, когда это требуется по медицинским показаниям.

«Современная медицина позволяет лечить многие заболевания, но существуют и такие, которые не совместимы с беременностью. Более того, бывают серьезные внутриутробные пороки развития плода, к примеру, та же анэнцефалия…», — заметила В. Воробьева.

Замминистра здравоохранения Батал Кация заявил на встрече, что точка зрения Минздрава на запрет абортов, представленные материалы так и не были «услышаны» депутатами парламента при разработке и принятии закона. Замминистра убежден в том, что невзирая на уже принятый закон, необходимы дальнейшие консультации по этой теме, которые позволят принять рациональное решение.

Врач Гунда Джения убеждена в том, что одним запретом абортов невозможно добиться демографического роста в стране, где живет большое число неимущих семей. «Проблема материального достатка встает со всей остротой, когда рождается тяжелобольной ребенок и родители после выписки из роддома остаются один на один со своим горем. Известен случай смерти ребенка из-за того, что у семьи не было средств, чтобы вывезти тяжелобольного на лечение за пределы Абхазии», — сказала она.

По ее мнению, закон, запрещающий женщинам прерывать беременность, является дискриминационным. Было бы лучше, если бы депутаты проявили такую активность в отношении создания Центра планирования семьи или Дома ребенка, — заметила она.

Архимандрит Дорофей (Дбар) обратил внимание на моральную сторону этой деликатной проблемы. «Я против искусственного прерывания беременности, лишения жизни еще не рожденного младенца. Полагаю, что это аморально. Однако, я слежу за полемикой в социальных сетях и понимаю обеспокоенность людей, связанную с медицинскими показаниями. Государство должно создавать условия для того, чтобы помогать молодым семьям. Мне как священнику, хорошо известны те нравственные терзания, которые испытывают женщины, решившие прервать беременность. Ответственность за рождение и воспитание детей должны нести и мужчина и женщина», — сказал он.

Свое отношение к обсуждаемой проблемы высказали член Общественной палаты Саида Алания, представители общественной организации «Женщины в политике» Анеза Тарба и Астанда Таркил, журналист Анна Гуния, архимандрит Дорофей (Дбар).

Большинство участников дискуссии выступило за внесение поправок в закон о здравоохранении в части, касающейся защиты здоровья матери и ребенка.