В наступившем году нас ждут обещанные перемены, которые мы горячо поддерживали в предвыборный период. Одна из них связана с перераспределением полномочий между ветвями власти, а если точнее – между исполнительной и законодательной. Первый шаг был сделан пару месяцев назад, когда парламент принял в ПЕРВОМ ЧТЕНИИ поправку к Конституции и увеличил численность депутатского корпуса до 55 депутатов. По мнению инициаторов проекта, конституционная поправка создает правовую основу для перехода от мажоритарной к смешанной – мажоритарно-пропорциональной системе выборов.
Идею смешанной системы поддержали все партии и общественные движения. Сторонники этой системы считают, что она является оптимальным вариантом для формирования парламента. Уравновесив достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной системы, она позволит сформировать эффективную власть, действующую в интересах общества. На их взгляд, еще один аргумент в пользу новой системы: она активизирует развитие политических партий в Абхазии и приведет к формированию новых политических традиций.
Предлагаемые изменения тут же обернулись партийным многоголосием: общественные движения стали превращаться в партии, появились и новые партийные организации. Различий в целях и задачах, по сути, не было, все съезды походили один на другой, на всех выражалась готовность участвовать во всех выборах, как на муниципальном, так и республиканском уровне, и различались они лишь именами лидеров.
Я тоже сторонница изменения избирательной системы (эта явно не работает), но создание «новых политических традиций» в результате механического смешения меня не вдохновляет. Глядя на нынешний состав парламента, на то, каким образом депутатские группировки в своих собственных интересах лоббируют вопросы, связанные с продажей государственной собственности, законопроекты, противоречащие здравому смыслу, ратифицируют те или иные соглашения, межгосударственные договоры, финансовые документы, я прихожу к выводу, что после реформирования 55 богатырям проталкивать свои личные интересы станет гораздо проще, формируя фракции и договариваясь между собой об условиях игры.
Сейчас журналисты сталкиваются с депутатами, которые в большинстве своем голосуют за законы, не читая их. В случае принятия законопроекта, увеличивающего численность депутатов, «нечитающих» станет в 1,5 раза больше. Впрочем, как и тех, кто лоббирует антинародные проекты.
Непонятно, почему кто-то считает, что механическое смешение систем и необоснованное увеличение числа депутатов приведет к каким-то качественным изменениям. Иногда полезно признать, что авторы законопроекта погорячились и пошли на необоснованное расширение депутатского корпуса, чтобы удовлетворить требование тех, кто желает стать парламентарием. Пока закон не проголосован во втором чтении, предлагаю поправку: пусть их будет хотя бы 45, и при условии, что депутатом парламента можно избираться только на один срок. Их второго срока страна не выдерживает…