Алхас Манаргия, председатель сухумского городского отделения «Единой Абхазии» «Начну с вещей, на первый взгляд посторонних к теме, но на самом деле имеющих к ней самое прямое отношение. Государственность, это в первую очередь не набор символов, а очень сложный комплекс институциональных механизмов. Их формально можно создать, но без знаний, технологий, профессионального опыта людей, работающих в управленческих системах, работать они не могут. Пока эти механизмы не функционируют в должной мере, кризис государства неизбежен. Мы все страдаем от этого. Создать структуру и напечатать таблички у входа в учреждение и начать работать можно. Но результата не будет. Это и наблюдаем. Объективно, нужна внешняя поддержка. Мы не очень, к сожалению, осведомлены о том, как отстраивались механизмы государственного управления в постсоветских странах. А зря. Потому что почти везде и финансовую, и технологическую, и профессиональную помощь, особенно более бедным государствам, оказывали внешние источники. Это стандарты, обучение и многое другое. Более крупные и богатые страны, как Россия, например, способны были к самостоятельной работе в этом направлении. Но это стоило и больших денег и многих пройденных ошибок. В нашей ситуации поддержка в создании работоспособных, создающих блага для общества управленческих механизмов, может прийти только из России. Она и приходит в разных формах. Это и обучение наших кадров, и технологическое оснащение, и стандарты, и межведомственное сотрудничество, в рамках которого проводится обучение, оснащение и создание стандартов. Отсюда я хочу выйти к самому главному. У нас нет опыта выстраивания институтов и механизмов управленческой системы, нет самой традиции, поэтому многими сотрудничество с Российской Федерацией в этом направлении воспринимается как вызов суверенитету, как ограничение независимости. Это неверный посыл. Мы должны знать историю становления других государств постсоветского пространства и тогда нам будет понятно, что истинная государственность и суверенитет – это встроенность в международные структуры и стандарты безопасности, экономики, качества государственного управления и т.д.».