ДЖАМАЛ ХАГБА: МОЛОДЕЖИ НУЖЕН АЭРОКЛУБ

Профессия летчика всегда считалась трудной, но интересной, полной романтики, и пользовалась большой популярностью среди молодежи. Чтобы осуществить свою мечту будущему пилоту приходилось долго учиться, вначале в летном училище, потом в академии. При этом в эти учебные заведения всегда был большой конкурс и тщательный отбор… До войны в Абхазии тоже было немало ребят, которые грезили небом… Со временем романтика отошла на второй, а то и на третий план, и профессия эта утратила свою привлекательность. Может быть поэтому, лимиты в авиационные вузы остаются невостребованными. А ведь не за горами время, когда нам будут очень необходимы не только пилоты, но и другие специалисты, связанные с авиацией. Так как же заинтересовать молодежь такой профессией? Свой взгляд на эту проблему предлагает абхазский летчик Джамал Хагба.

Но вначале о нем самом…

Родился и вырос в селе Мгудзырхуа. Именно здесь он каждый день наблюдал, как поднимаясь с гудаутского аэродрома взмывали ввысь самолеты. В 5-ом классе, взяв сумку с вином, мандаринами и хурмой, пошел в летную часть и заявил: «Хочу видеть вашего начальника!» Там удивились его дерзости, но пустили…

«Мне все показали, более того, посадили в настоящий самолет… Ночью я долго не смог заснуть – так хотелось хоть с кем-то поделиться своими впечатлениями. Наутро, придя в школу, с гордостью сказал нашей классной руководительнице Полине Дмитриевне Пилия, что могу повести на экскурсию на аэродром весь класс», – вспоминает Джамал.

С того времени мечта стать летчиком засела в голове. В 1986 году, после окончания школы, Джамал Хагба поехал в Тбилиси поступать в летное училище. Тогда система подготовки национальных кадров работала следующим образом: выездная комиссия принимала экзамены в Тбилиси, а уже потом направляла курсантов в различные военные заведения. Джамала Хагба, Тимура Надарая и еще несколько человек из Абхазии сопровождал сотрудник военкомата Валериан Агумава.

Медкомиссию прошел блестяще, все было отлично, но на экзамене по математике получил двойку…

Джамал с улыбкой вспоминает: «Представляете мое состояние?! Катастрофа! Все рушится! Была не была: пошел прямо к председателю приемной комиссии генерал-майору Абашидзе…

Он спрашивает: Что вас привело ко мне?

– Двойку по математике получил!

– Ну что я могу сделать, домой езжай…

– Так я летчиком хочу быть…

– А давай мы тебя в Тбилисское артиллерийское училище зачислим, без проблем…

Но я только летчиком хотел быть… И учиться в Борисоглебском училище – кузнице летных кадров, которое окончил Чкалов…

Абашидзе позвал какого-то полковника-авиатора: «Поговорите с молодым человеком, кажется он летчиком хочет стать, но двойки получает…»

Тот стал меня расспрашивать: я тогда очень много читал о авиации и космонавтике. Знал все марки самолетов, их характеристики и где их используют.

В итоге, Абашидзе сказал, мол, если не допустим его на пересдачу – грех на душу возьмем. Вот так, с юмором он решил мою судьбу… И по сей день я ему благодарен!

Послали меня на пересдачу… Билет попался… Если на первом экзамене я хоть что-то написал, то тут, как по закону подлости, вообще не в зуб ногой! Но тут полковник стал мне подсказывать и в итоге мне поставили три балла. Потом, в училище, у меня тоже были проблемы с математикой, но я много занимался, да и ребята помогали…»

Узнав, что началась война, сразу выехал в Абхазию.

Джамал вспоминает: «15 августа попал на «прием» грузинского десанта в Гантиади – это было опасное направление, опаснее чем на Гумисте… Там, опять нас свела судьба с Тимуром Надарая – он в то время служил в Национальной гвардии. В Пицунде около 12 часов дня дали первый бой. Тогда у меня на глазах погиб Рома Габлия – его снял снайпер…

Тогда у абхазов не было авиации (оружие, правда, захватили в российской воинской части), поэтому мы были, как говорится, в пехоте… Наши подразделения оттеснили до поселка Бзып… Какое-то время мы базировались на Золотом берегу, потом перешли в Верхнюю Эшеру… Маленькой группой до ноября держали один из бродов. И тут меня вызывают в штаб и говорят об авиации… В голове одна мысль: какая может быть авиация, если нет ни одного самолета? Опять поднялся к ребятам в Верхнюю Эшеру…»

Второй раз Джамала позвали в Гудауту Олег Чанба и Аркаша Авидзба (к сожалению, погиб в автоаварии после войны)…

«Олег Чанба говорит: поехали, я тебе нашу технику покажу. Приехали, смотрю – мотодельтапланы или, как мы их называли, «вороны» стоят. Тогда я первый раз с ними на дельтаплане поднялся в небо. Через 3-4 полета стал летать самостоятельно. В основном занимались разведкой. Вместе с нами тогда летал российский летчик Газизулин (он сейчас работает на Кубани). И лишь в декабре у нас появились первые два самолета, в том числе Як-52, на котором потом и погиб Олег Чанба», – вспоминает Джамал Хагба.

До войны он летал на реактивных самолетах, а Як-52 – винтовой, поэтому летчика отправили в командировку, в Москву переучиваться. Пока он был в центре переподготовки, погиб Олег Чанба… Выполнил боевое задание, перелетел линию фронта и… Нелепая смерть…

О своем участии в Отечественной войне народа Абхазии Джамал сказал скупо – много летал… Ну, еще упомянул, что войну абхазские авиаторы начинали на мотодельтапланах, а в конце уже летали на реактивной технике – самолетах Л-39. Три единицы техники пригнали из Чечни Адгур Гумба, Вячеслав Эшба, Али Ашкацао, Анзор Сакания и Джамал. На аэродроме в Гудауте их лично встретил Владислав Григорьевич Ардзинба.

И правительственных наград у него никаких нет…

«Я никогда не думал о наградах, я просто защищал свою Родину. Два сына и две дочери – это мои главные награды», – шутит летчик.

После войны, до 2005 года он служил в Бабушарском аэропорту. Потом из Мгудзурхуа пришли старшие и попросили возглавить село. Год и два месяц проработал главой администрации.

Джамал признает, что в сельских делах прорыва не было, более того, помогая семьям погибших и учителям, он влез в долги, поэтому пришлось уехать из Абхазии к друзьям в Ростов-на-Дону. Там несколько лет занимался коммерцией. Но летное дело никогда не оставлял: постоянно приходил к друзьям на аэродромы, а друзей у Джамала очень много по всей России, и летал.

«Вы не можете представить себе ощущения, которые испытываешь, сидя в кабине самолета. Когда вокруг ничего нет кроме неба! И ничего не может быть лучше, чем там, наверху. И все кажется четким и правильным», – считает Джамал.

Он шутит, что отдал авиации селезенку: во время испытания вместе с летчиком Алхасом Аргуном маленького польского самолета «Грифон» отказала техника, и они попали в аварию…

«Когда я смотрю на сегодняшнюю молодежь, на то, чем она занимается, то всегда думаю о своих сыновьях – куда они пойдут, когда подрастут? И вспоминаю себя в их возрасте, мечтающим о небе мальчишкой. Поэтому и возникла идея создания аэроклуба. Впервые с этой задумкой и проектом устава Федерации любителей авиации по российскому образцу, я пришел к Сергею Васильевичу Багапшу, когда он еще был премьер-министром. Он положительно отозвался о проекте, переадресовал кому-то бумаги. С той поры я не раз ходил и к премьер-министрам, и к вице-президентам, и к президентам, но ситуация не менялась… А речь шла о создании аэроклуба, где я занимался бы с детьми парашютным спортом… Но у государства на это не было денег…

Недавно я обратился к первому вице-премьеру Шамилю Адзынба, который курирует молодежный сектор, и он не только поддержал наше предложение, но и выразил готовность нас патронировать», – рассказывает Джамал Хагба.

Аэроклуб, по его словам, можно создать на базе сухумского аэропорта. Для начала нужно порядка 10-12 млн рублей, в первую очередь для приобретения учебного двух- или четырехместного самолета. Для парашютной секции Джамал уже заказал 16 парашютов, которые закупит за счет спонсорской помощи друзей из России.

Лётным директором аэроклуба, по его словам, будет Зураб Ахметович Эшба – профессиональный летчик (окончил Санк-Петербургскую академию гражданской авиации). Инструкторами будут Вячеслав Хромых и другие летчики. То есть, костяк есть. После обучения ребята получат сертификаты пилотов-любителей. У Джамала Хагба есть в Москве друзья-специалисты, которые не только примут экзамены и выдадут такие сертификаты, но и лицензии на право обучения летному делу.

Летчик считает: для того, чтобы молодого человека потянуло в небо, он должен иметь наглядный пример перед глазами. И вспоминает, как однажды к нему домой прилетели друзья на вертолете – его сыновей невозможно было оторвать от летательного аппарата, как горели у них глаза.

«Чтобы человек понял, что профессия летчика – это его призвание, его надо посадить за штурвал самолета и поднять в небо. Тот, кто хотя бы раз испытал чувство полета, никогда его уже не забудет. Это — как наркотик», – говорит Д.Хагба.

По его словам, поднявшиеся в небо люди знают цену человеческой жизни. Они никогда не превысят скорость на дороге (по статистике 95% летчиков – законопослушные люди, не нарушающие правила дорожного движения), потому что скоростью их не удивить. Поднявшийся в небо молодой человек навсегда забудет о лихачестве на машине и будет ездить за адреналином на аэродром…

Джамал сожалеет, что у него нет своего учебного самолета, только мотодельтаплан. Используя его, в с. Мгудзырхуа он подготовил трех ребят, которые летали под его присмотром.

«Вопрос не в том, чтобы вся абхазская молодежь стала летчиками, у нас не такая цель. Наша цель – воспитать здоровое поколение», – говорит Хагба.

Он напомнил, что раньше при Домах пионеров, были кружки, в которых дети создавали модели самолетов, там и возникала любовь к небу. Кому было интересно, шли потом в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии и флоту), далее в аэроклубы, где учились летать и т.д.

Джамал Хагба считает, что государство должно быть заинтересовано в подготовке кадров. Хотим мы или не хотим, но у нас в скором времени встанет вопрос открытия аэропорта. Абхазов-летчиков – по пальцам пересчитать… Они стареют, им нужна смена, поэтому уже сегодня нужно растить свои кадры. Решением этой проблемы, мог бы стать аэроклуб, где молодые люди могли бы постигать азы летного дела. А тот, кто решит стать настоящим летчиком, продолжит образование дальше.

«Я был приятно удивлен, когда узнал, что летчик Джамал Хагба проявил инициативу создания авиаклуба – базы, которая станет готовить абхазские летные кадры. Это очень хорошая идея для привлечения молодежи. Для реализации этого проекта нужны, на мой взгляд, небольшие средства, поэтому я поддерживаю это начинание. Открытие нашего аэропорта – дело времени, а значит уже в ближайшее время для нас станут крайне важными летные специальности, поэтому мы уже сегодня должны думать об их подготовке», – так прокомментировал ситуацию первый вице-премьер Шамиль Адзынба.